Газета выходит с октября 1917 года Friday 29 марта 2024

Дуэтом с тем, кто слышит

В Петербурге впервые в России снят музыкальный клип для глухих

Причем неожиданно мир звуков и мир тишины объединились в стиле рэпа. Песню «Верь сердцу» написал 16-летний композитор April Junior. Голосом ее исполнил 25-летний рэпер Борис Петров, а жестами — 15-летняя девушка, с детства лишенная слуха, Алина Кривошеева. Режиссировал клип Владимир Шевельков. За пару дней получившееся видео в Интернете посмотрели больше 10 тысяч пользователей.
«W» узнал у тех, кто работал над «Верь сердцу», как звучит тишина.

Алина Кривошеева в десятом классе. Играет в футбол, участвует в спортивных соревнованиях по легкой атлетике, увлекается боулингом. Любит музыку и поет. Алина ходит в старейшую в России школу № 1 для глухих детей и занимается в студии жестового пения «Поющие руки». Так что музыку слышит только сердцем. И ей достаточно.

 

СПРАВКА
Студия жестового пения «Поющие руки» работает при школе № 1, которую 15 декабря 1806 года в Павловске открыла императрица Мария Федоровна. Девиз студии: слова французского философа Дидро «Самый счастливый человек тот, кто дарит счастье наибольшему числу людей».

 

КОММЕНТАРИЙ
Руководитель студии «Поющие руки» Марина Дуркина:
— Совместное творчество — путь к адаптации в обществе глухих ребят. Клип — это первый шаг к взаимопониманию людей из мира звуков и тишины.

Алина с партнером по дуэту, 25-летним рэпером Борисом Петровым.

— Алина, сложно читать рэп жестами? Или, наоборот, этот жанр удобнее для жестового пения?
— Текст песни «Верь сердцу», например, был сложным: иностранные слова, молодежный сленг, образные фразы и метафоры. Я долго подбирала жесты, чтобы они были четкими, эмоциональными, выразительными и понятными. Ведь некоторые слова можно по-разному сказать, и у глухих тоже есть свой разговорный жестовый сленг.

— А как передаете ритм?
— Я привыкла петь широкими жестами, и было нелегко, когда режиссер Владимир Шевельков попросил петь емко и в ритм биения музыки «Сердца». Быстрый музыкальный темп композиции еще предстояло включить в память моего внутреннего метронома. Обычно на репетицию одной песни у меня уходит пара месяцев, а здесь надо было за пару недель подготовиться.

— Как удавалось понимать режиссера и вашего партнера в дуэте Бориса?
— Скажу честно, не все сразу получалось. Но Борис мне помогал, я понимала его по губам, он старался подсказывать мне жестами и счетом попадать в такт музыки. Я научила его нескольким жестам. К концу съемок мы довольно свободно общались и без слов. Все на съемочной площадке — от режиссера до гримера — стремились говорить со мной «на одном языке», изо всех сил жестикулировали, иногда писали. Если верить сердцем, то люди слышат друг друга вопреки всему. Об этом и клип.

— Вы уже скоро окончите школу. Куда планируете поступать?
— С детства я хотела стать актрисой. Вот первый опыт случился, в клипе. После его размещения в Сети я получила сотни писем. Люди благодарили за работу, просили передавать команде профессионалов «респект», а некоторые не верили, что я не профессиональная актриса. Я не знаю, смогу ли получить такую профессию. В Петербурге в театральном вузе нет группы для неслышащих студентов. Конечно, я могу учиться со слышащими ребятами, если меня будут готовы принять. Но кто поможет мне с лекциями и как сдавать экзамены?.. Многие глухие боятся непонимания со стороны слышащих людей. Но я считаю, это неправильно. Надо верить и идти навстречу. Раньше иногда я стеснялась что-то спросить, но теперь все будет иначе. Ведь меня услышали. И поняли.

Режиссер Шевельков на съемочной площадке.

Владимир Шевельков — профессиональный режиссер, снимает клипы и фильмы. «W» побеседовал и с ним о съемках клипа «Верь сердцу».

— Владимир, как родилась идея клипа, адаптированного для глухих?
— Меня раздражают в рэпе бессмысленные движения рук, тогда как жестами действительно можно петь. Я подумал об этом, а дальше все произошло само собой: появились качественная музыка, Борис Петров и April Junior со своей песней «Верь сердцу» и ребята из студии жестового пения. 

— Как вы общались на съемочной площадке с глухой девушкой-исполнительницей?
— Через переводчика, жестами, а иногда и просто эмоциями. Единственное, что я запретил себе, — это излишне нравиться, утрировать позитивное отношение. Я сказал: «Надо быть такими, какие мы есть на самом деле».

— Один из самых ярких моментов в клипе: Алина кричит через набережную, но Борис ее не слышит. Уходит. Вы хотели сказать, что порой глухими бывают и те, у кого есть слух?
— Каждый видит то, что может. Да, безусловно, есть река. Есть вода. Есть преграда. Да у нас вся жизнь такая! И мне нравится, что вы это заметили.

— Вы достаточно познакомились с миром глухих людей, чтобы вдохновиться для съемок подобных клипов в будущем?
— Я думаю, мир глухих принципиально не отличается от нашего. Но есть вещи, о которых никто не говорит, но они существуют, во всяком случае в моей голове. Например, вы — глухонемая девушка. Я бы даже сказал, не девушка, а мама. И у вас ребенок ударился, и вам нужно вызвать «скорую помощь». Ваши действия? Нужно понимать, что эти люди часто попадают в такие ситуации. Она выбежит из квартиры и куда бросится? Она не может позвонить по телефону…

— На ваш взгляд, достаточную ли поддержку оказывают власти глухим людям?
— Наши власти и слышащим-то не особо помогают, не то что глухим. Они очень хорошо помогают себе. Если среди них есть глухие, то, значит, они помогают и глухим.

Всероссийское общество глухих (ВОГ) представлено в нашем регионе Санкт-Петербургским отделением этой общероссийской общественной организации инвалидов и насчитывает 15 тысяч членов, из них 12,5 тысячи — жители
Санкт-Петербурга и 2,5 тысячи — из Ленинградской области.

 

ФАКТЫ

  • В России около 300 тысяч инвалидов по слуху.
  • 95% инвалидов общаются посредством языка жестов.
  • В России около 1000 сурдопереводчиков, хотя нужно не меньше 7000.
  • В России только 6 специализированных вузов предоставляют обучение для людей с проблемами слуха.

 

Беседовала Ирина ПАНКРАТОВА, фото April Voice
↑ Наверх