Газета выходит с октября 1917 года Saturday 16 ноября 2024

Контрабас — всему голова

17 декабря в Малом зале Филармонии состоится концерт, посвященный 135-летию выдающегося российского музыканта - контрабасиста, дирижера, композитора и мецената Сергея Кусевицкого. Именно ему мировая музыкальная культура обязана возрастанием интереса к уникальному инструменту, каковым является контрабас. Исполнительские традиции, заложенные Кусевицким, продолжают в наши дни музыканты петербургской школы, которые и продемонстрируют на этом концерте свое мастерство. Это прежде всего идейный вдохновитель программы, пропагандист контрабасового искусства, музыкант первого филармонического оркестра, доцент Петербургской консерватории Александр Шило.

В концерте участвуют петербургский ансамбль контрабасов «QUATTROBASS+» и Молодежный хор Юлии Хуторецкой.

Александр Алексеевич Шило рассказал об истории воплощения концерта в жизнь: «Поскольку я занимаюсь поисками новых форм для моего ансамбля «QUATTROBASS+» (в составе: Мария Шило, Дмитрий Попов, Виктор Кононенко, Кирилл Дубовик, Владимир Ивахненко, Олег Кабельский. - Прим. ред.), я просил композиторов написать что-нибудь для нас. Кшиштоф Пендерецкий признался, что не слышит контрабас солирующим инструментом и не может для него писать, Юрий Фалик сказал, что сразу напишет, как только появится вдохновение. Александр Чайковский написал концерт для контрабаса по моей просьбе. А Игорь Воробьев хотел написать не только для одних контрабасов, но и непременно для хора. Писал он это сочинение во время грузинских событий, и у него получился Реквием для секстета контрабасов, трех тромбонов, двух кларнетов, рояля, ударных, солистки и хора.

Я думаю, что Реквием получился очень хорошим. Мне самому очень нравится. Эта премьера - грандиозное событие, и не только для контрабасистов.

В этом концерте примет участие известный французский контрабасист-виртуоз Аксель Бушо - мой хороший знакомый. Он занимается современным искусством игры на контрабасе. Какие только звуки из инструмента он не извлекает: и свистит, и стучит в флажолеты! У нас нет этого, мы не владеем такими приемами игры, а на Западе этот стиль развивается очень хорошо. Одно из произведений, которое привозит Аксель, - «Красная Шапочка». Он  специально выучил сказку на русском языке! А иллюстрировать все события сказки будет на контрабасе в духе прокофьевского «Пети и волка».

А еще на концерте прозвучат аранжировки Сергея Дягилева, потомка того самого импресарио Сергея Дягилева. Секстет контрабасов сыграет «Поганый пляс» из «Жар-птицы» и «Павану» Равеля в его аранжировке, правда, он сам называет эти аранжировки транскрипциями. По моему мнению, это фантастические работы».

Антонина РОСТОВСКАЯ

↑ Наверх