Газета выходит с октября 1917 года Friday 15 ноября 2024

Современно и духовно

6 февраля в Малом зале Филармонии пройдет вечер духовной музыки современных композиторов. Санкт-Петербургский камерный хор под управлением заслуженного деятеля искусств Николая Корнева исполнит сочинения современных петербургских композиторов Сергея Екимова, Владиславы Малаховской и Дмитрия Смирнова. В концерте примут участие солист Большого театра Петр Мигунов и обладатель чрезвычайно редкого тембра бас-профундо Владимир Миллер.

Не случайно ядром программы этого вечера станет кантата Владиславы Малаховской «Ксения Петербургская»: 6 февраля считается днем Ксении Блаженной, святой покровительницы Санкт-Петербурга. Кантата Малаховской - первое в русской классической музыке произведение, посвященное блаженной Ксении. Премьера этого сочинения состоялась в 2008 году - сначала в Святодуховском центре Александро-Невской лавры, а затем и в Малом зале.

Кантата состоит из пяти частей: «Свадьба», «Юродивая Христа ради», «На рынке», «Покаяние и молитва», «Радуйся, Ксения Блаженная». В картинах из жизни блаженной Ксении раскрываются и высокий смысл человеческого страдания, и смысл собственной судьбы Ксении, потерявшей любимого мужа. Подобно тому как покровитель города на Неве святой Александр Невский является заступником в военное лихолетье, блаженная Ксения выступает покровительницей людей в их обыденной жизни, в их повседневном преодолении трудностей и горестей. Владислава Малаховская вспоминает о том, как появилось это сочинение: «Евгений Евгеньевич Колчин подсказал мне обратиться к этой теме. Я сначала не была уверена, имею ли право писать музыку на такую серьезную тему. Духовники, к которым я обращалась, меня поддержали, сказали, что можно написать такое светское сочинение, но над текстом надо много работать. Основа кантаты - книги о житии Ксении, последняя часть - из акафиста «Радуйся, Ксения Блаженная». У меня с самого начала была такая задумка, что два голоса (сопрано и бас) будут символизировать саму Ксению. Она же отождествляла себя со своим покойным мужем Андреем Федоровичем Петровым. Но это не буквально надо воспринимать, а на уровне символа, потому как концерт - не театральная постановка». Сопрано - Наталья Сергеевна Корнева, супруга дирижера.

Антонина РОСТОВСКАЯ

↑ Наверх