Газета выходит с октября 1917 года Friday 3 мая 2024

...А теперь — сами видите, красота какая!

Новый сезон театр «Санктъ-Петербургъ опера» встретил в отреставрированном особняке. История здания, которое нынче занимает театр, уникальна. Хотя, с другой стороны, в Петербурге таких уникальных историй — сотни. И не у всех из них счастливый финал.

Новый сезон театр «Санктъ-Петербургъ опера» встретил в отреставрированном особняке

История здания, которое нынче занимает театр, уникальна. Хотя, с другой стороны, в Петербурге таких уникальных историй — сотни. И не у всех из них счастливый финал.

Особняку барона фон Дервиза на Галерной улице повезло. Почти «убитый» в советское время, дворец возродился к жизни, когда в его стенах поселился театр под руководством Юрия Александрова.

Он первым задумался о необходимости комплексной реставрации доверенного ему особняка. Да и как было не задуматься? Все началось с печальной истории, когда в Белом зале за час до спектакля обвалился потолок. Вернее, с потолка в зал рухнул огромный кусок лепнины. По счастью, никто не пострадал. Но стало ясно — реставрацию откладывать больше нельзя.

Вот что рассказал корреспонденту «Вечернего Петербурга» директор реставрационной фирмы Виктор ЖИВАН: «После этого происшествия администрация забила тревогу. Мы в это время занимались там ремонтом кровельных покрытий в гостиных, и к нам обратился комитет по культуре с просьбой закрепить потолок. Первым мы отреставрировали Белый зал. Лепка была большими листами вся подтянута, проверена и закреплена. Работая, обнаружили, что на потолке существовала живопись. Отреставрировали потолок, восстановили живопись, по крохам собрали фрагменты, которые раскрылись. Расписали и позолотили потолок. Торцевые двери в Белом зале были вообще утрачены и вновь изготовлены наподобие тех, которые ведут в Грот».


В Большой Мавританской гостиной на зеркале нашли гравировку фон Дервиза...

 


Как мы нашли фонтан

Особняк словно открывал реставраторам свои тайны. Одна из них, по словам Виктора Живана, была связана со знаменитым Гротом: «После реставрации Белого зала выяснилось, что он боком выходит на Грот. А Грот тоже был в жутком состоянии. Там был зашит потолок, мы восстановили щитовой фонарь над Гротом. А следующим этапом была расчистка стен: также нашли остатки живописи. При ее восстановлении мы обнаружили интересную находку — замурованную нишу между Мавританской гостиной и Гротом. Там теперь сделан фонтанчик. Раковины были замазаны цементом, мы их расчистили и восстановили фонтан».

«Здесь работал Фриц Отто»

Особенно тяжело далась специалистам реставрация Кленовой гостиной. Ведь она была когда-то обтянута шелковыми панно, которые к нашим дням основательно обветшали. С ними мастерам пришлось повозиться. Не легче далось и приведение в порядок стенных панелей, которые были испорчены толстым слоем лака.


...а на стенах Грота обнаружили остатки живописи.

 


«Нам приходилось скальпелями вычищать резной декор, — вспоминает г-н Живан. — Многое было в плохом состоянии, хотя в 80-х годах прошлого века была одна из повторных реставраций гостиной. После войны, очевидно, тоже был ремонт, но не реставрация. Мы пришли к выводу, что ремонт когда-то проводился пленными немцами. Когда мы делали Кленовую гостиную и Белый зал, мы находили обрывки немецких сигарет, надписи на немецком языке (что-то вроде «здесь работал Фриц Отто»). Эмпирически мы предположили, что после войны, в 1946, 1947 годах, там работали именно немцы, хотя прямых доказательств у нас нет».

Кальян в Мавританской гостиной поставил уже сам Александров


Мавританская гостиная производит сегодня потрясающее впечатление. И трудно поверить в то, о чем рассказывает глава реставрационной фирмы: «Здесь была протечка потолка, потолочные балки находились в аварийном состоянии: сплошная гниль. Мы полностью восстановили утраченные подвески в люстре. Сама люстра очень интересная, ее свет работает в двух направлениях: лампочки вставлены в корону (в верхушку), их практически не видно. Они работают и на потолок, давая игру света на золоте, и на пол. Кальян в мавританском стиле поставил уже сам Александров. В Мавританской гостиной уникальный паркет, и на паркете много арабских надписей. На зеркале нашли гравировку фон Дервиза! Когда все уже сделано, многое в гостиной кажется неотъемлемой частью целого и о каждой вещи можно рассказывать часами».


Юрий Александров теперь руководит театром в новом прекрасном интерьере.

 


Похоже, что сегодня и самим реставраторам сложно поверить в то, что еще несколько лет назад ныне роскошный дворец был почти руиной.

«Все начиналось с грязи, а теперь — видите, красота какая…» — подытожил эксклюзивную экскурсию Виктор Живан. Действительно — красота!

Справка «ВП»

В 1880 годах действительный тайный советник и камергер барон Сергей Павлович фон Дервиз перестроил обычный доходный дом — превратил его в настоящий дворец. Этим занялся академик архитектуры Петр Шрейбер (кроме того, он возводил Шлиссельбургские пороховые заводы, дачу Еракова в Ораниенбауме и здание телефонной компании в Ревеле).

Фасад на Галерной был спроектирован под впечатлением от итальянских палаццо, а интерьеры по моде того времени были созданы в разных стилях: модерн, ампир, елизаветинское барокко, классицизм, мавританский стиль. В 1909 году особняк на Галерной купил шталмейстер двора, председатель Общества призрения бедных детей в Петербурге Н. Н. Шебеко. Новый хозяин реконструировал дом фон Дервиза по проекту архитектора А. П. Максимова (построившего на Итальянской улице здание Театра Музкомедии и реконструировавшего здание Дворянского собрания). С 1915 года в здании устраивались концерты, в которых участвовали Федор Шаляпин, Леонид Собинов, Айседора Дункан.

После революции особняк был разграблен. Сначала здесь открыли райком РКП(б), потом — Союз металлистов и Эстонский дом просвещения. Затем парадная часть со стороны Невы была приспособлена под детский тубдиспансер, дворовый флигель занял медвытрезвитель, а в помещениях, выходивших на Красную улицу (ныне Галерная), в 1946-м разместился клуб рабочих Адмиралтейского завода «Маяк».

В начале девяностых в здании открылся единственный в Петербурге Центр традиционных индийских искусств, несколько лет здесь действовала самая первая в городе гей-дискотека.

На этом можно «выдохнуть», потому что, после того как здание передали Государственному камерному музыкальному театру «Санктъ-Петербургъ опера», Юрий Александров задумался о комплексной реставрации особняка.

Восстановительные работы начались в 2000 году.


Антонина РОСТОВСКАЯ, фото Натальи ЧАЙКИ

↑ Наверх