...А теперь — сами видите, красота какая!
Новый сезон театр «Санктъ-Петербургъ опера» встретил в отреставрированном особняке. История здания, которое нынче занимает театр, уникальна. Хотя, с другой стороны, в Петербурге таких уникальных историй — сотни. И не у всех из них счастливый финал.
Новый сезон театр «Санктъ-Петербургъ опера» встретил в отреставрированном особняке
История здания, которое нынче занимает театр, уникальна. Хотя, с другой стороны, в Петербурге таких уникальных историй — сотни. И не у всех из них счастливый финал.
Особняку барона фон Дервиза на Галерной улице повезло. Почти «убитый» в советское время, дворец возродился к жизни, когда в его стенах поселился театр под руководством Юрия Александрова.
Он первым задумался о необходимости комплексной реставрации доверенного ему особняка. Да и как было не задуматься? Все началось с печальной истории, когда в Белом зале за час до спектакля обвалился потолок. Вернее, с потолка в зал рухнул огромный кусок лепнины. По счастью, никто не пострадал. Но стало ясно — реставрацию откладывать больше нельзя.
Вот что рассказал корреспонденту «Вечернего Петербурга» директор реставрационной фирмы Виктор ЖИВАН: «После этого происшествия администрация забила тревогу. Мы в это время занимались там ремонтом кровельных покрытий в гостиных, и к нам обратился комитет по культуре с просьбой закрепить потолок. Первым мы отреставрировали Белый зал. Лепка была большими листами вся подтянута, проверена и закреплена. Работая, обнаружили, что на потолке существовала живопись. Отреставрировали потолок, восстановили живопись, по крохам собрали фрагменты, которые раскрылись. Расписали и позолотили потолок. Торцевые двери в Белом зале были вообще утрачены и вновь изготовлены наподобие тех, которые ведут в Грот».
Как мы нашли фонтан
Особняк словно открывал реставраторам свои тайны. Одна из них, по словам Виктора Живана, была связана со знаменитым Гротом: «После реставрации Белого зала выяснилось, что он боком выходит на Грот. А Грот тоже был в жутком состоянии. Там был зашит потолок, мы восстановили щитовой фонарь над Гротом. А следующим этапом была расчистка стен: также нашли остатки живописи. При ее восстановлении мы обнаружили интересную находку — замурованную нишу между Мавританской гостиной и Гротом. Там теперь сделан фонтанчик. Раковины были замазаны цементом, мы их расчистили и восстановили фонтан».
«Здесь работал Фриц Отто»
Особенно тяжело далась специалистам реставрация Кленовой гостиной. Ведь она была когда-то обтянута шелковыми панно, которые к нашим дням основательно обветшали. С ними мастерам пришлось повозиться. Не легче далось и приведение в порядок стенных панелей, которые были испорчены толстым слоем лака.
«Нам приходилось скальпелями вычищать резной декор, — вспоминает г-н Живан. — Многое было в плохом состоянии, хотя в 80-х годах прошлого века была одна из повторных реставраций гостиной. После войны, очевидно, тоже был ремонт, но не реставрация. Мы пришли к выводу, что ремонт когда-то проводился пленными немцами. Когда мы делали Кленовую гостиную и Белый зал, мы находили обрывки немецких сигарет, надписи на немецком языке (что-то вроде «здесь работал Фриц Отто»). Эмпирически мы предположили, что после войны, в 1946, 1947 годах, там работали именно немцы, хотя прямых доказательств у нас нет».
Кальян в Мавританской гостиной поставил уже сам Александров
Мавританская гостиная производит сегодня потрясающее впечатление. И трудно поверить в то, о чем рассказывает глава реставрационной фирмы: «Здесь была протечка потолка, потолочные балки находились в аварийном состоянии: сплошная гниль. Мы полностью восстановили утраченные подвески в люстре. Сама люстра очень интересная, ее свет работает в двух направлениях: лампочки вставлены в корону (в верхушку), их практически не видно. Они работают и на потолок, давая игру света на золоте, и на пол. Кальян в мавританском стиле поставил уже сам Александров. В Мавританской гостиной уникальный паркет, и на паркете много арабских надписей. На зеркале нашли гравировку фон Дервиза! Когда все уже сделано, многое в гостиной кажется неотъемлемой частью целого и о каждой вещи можно рассказывать часами».
Похоже, что сегодня и самим реставраторам сложно поверить в то, что еще несколько лет назад ныне роскошный дворец был почти руиной.
«Все начиналось с грязи, а теперь — видите, красота какая…» — подытожил эксклюзивную экскурсию Виктор Живан. Действительно — красота!
Справка «ВП»
В 1880 годах действительный тайный советник и камергер барон Сергей Павлович фон Дервиз перестроил обычный доходный дом — превратил его в настоящий дворец. Этим занялся академик архитектуры Петр Шрейбер (кроме того, он возводил Шлиссельбургские пороховые заводы, дачу Еракова в Ораниенбауме и здание телефонной компании в Ревеле).
Фасад на Галерной был спроектирован под впечатлением от итальянских палаццо, а интерьеры по моде того времени были созданы в разных стилях: модерн, ампир, елизаветинское барокко, классицизм, мавританский стиль. В 1909 году особняк на Галерной купил шталмейстер двора, председатель Общества призрения бедных детей в Петербурге Н. Н. Шебеко. Новый хозяин реконструировал дом фон Дервиза по проекту архитектора А. П. Максимова (построившего на Итальянской улице здание Театра Музкомедии и реконструировавшего здание Дворянского собрания). С 1915 года в здании устраивались концерты, в которых участвовали Федор Шаляпин, Леонид Собинов, Айседора Дункан.
После революции особняк был разграблен. Сначала здесь открыли райком РКП(б), потом — Союз металлистов и Эстонский дом просвещения. Затем парадная часть со стороны Невы была приспособлена под детский тубдиспансер, дворовый флигель занял медвытрезвитель, а в помещениях, выходивших на Красную улицу (ныне Галерная), в 1946-м разместился клуб рабочих Адмиралтейского завода «Маяк».
В начале девяностых в здании открылся единственный в Петербурге Центр традиционных индийских искусств, несколько лет здесь действовала самая первая в городе гей-дискотека.
На этом можно «выдохнуть», потому что, после того как здание передали Государственному камерному музыкальному театру «Санктъ-Петербургъ опера», Юрий Александров задумался о комплексной реставрации особняка.
Восстановительные работы начались в 2000 году.
Антонина РОСТОВСКАЯ, фото Натальи ЧАЙКИ
Метки: Реставрация Подмостки Искусство
Важно: Правила перепоста материалов