Газета выходит с октября 1917 года Monday 20 января 2025

Смогут ли артисты переиграть тигров?

В новой постановке балета «Спартак», которая готовится в Михайловском театре, задействованы живые хищники

У Михайловского театра мерзла на холодном ветру группка людей с фото- и телекамерами, диктофонами и микрофонами. Журналисты ждали, когда на репетицию балета приедет одна из приглашенных московских звезд. А именно - тигрица Мира, дочь Шакиры, которую многие из нас могли видеть в телевизионном шоу «Цирк».

- Все отменяется, коллеги! - обратился к нам знакомый фотограф из ТАСС. - Тигра в Михайловский привезут завтра, а сегодня надо бежать в Мариинский. Там ждут слона, которого Гергиев заказал для новой постановки оперы «Аида»! Конкуренция!

Мы, наивные, чуть было не поверили шутнику. Ведь и заявленная премьера в Михайловском с участием хищных зверей тоже многим поначалу показалась мистификацией.

Но тут прошел слух, что надо бежать в один из дворов Михайловского театра, куда тигрица и прибудет. Народ между тем все прибывал и прибывал, нетерпение возрастало. Когда коллеги уже стали договариваться между собой, кому изображать тигра (ведь репортажи-то заявлены в номер), милиционер отворил ворота и во двор въехала машина. Самая обычная, пикап. Оттуда вышла прелестная рыжеволосая девушка, похожая на балерину. Но оказалось, что это дрессировщица Настя Смирнова. Она открыла пикап, и оттуда из какого-то деревянного ящика блеснули фосфорическим зеленым огнем два глаза. И вот наконец долгожданная звезда новой постановки «Спартака» грациозно ступила на землю. Настя вела ее на поводке. Началось нечто невообразимое. Толпа фотографов и телеоператоров, оттесняя друг друга, бросилась снимать тигрицу Миру, ослепляя вспышками и громко крича: «Мира, посмотри на меня!»

Честно сказать, я думала, что животное испугается. Но ничуть не бывало. Казалось, что тигрица даже испытывает удовольствие от столь большого внимания к своей персоне.

Дрессировщица Настя Смирнова сказала, что это так и есть:

- Тигры, особенно тигрицы, как кошки. Они очень любят, когда их хвалят, говорят им, какие они красивые. И начинают позировать с еще большим энтузиазмом.

- Это дрессированная тигрица?

- Да, я ее вырастила, можно сказать, с младенчества. Мира для меня - как ребенок.

- Что она умеет?

- Она умеет многое. Но самое главное - она умеет не бояться людей и любить их.

- Значит, ни зрители, ни артисты могут не беспокоиться за свою безопасность?

- Мы обо всем позаботимся. Бояться нечего.

- Вы работаете в цирке?

- Нет, наша компания, которая находится в Москве, готовит животных для съемок в кинофильмах и телевизионных шоу. Мама Миры - Шакира - звезда телевизионного проекта Первого канала «Цирк». А вот в балете мы будем работать впервые. Сегодня Мира должна выйти на сцену и познакомиться с солистами - Денисом Матвиенко, который будет танцевать Спартака, и Ириной Перрен, исполнительницей роли Фригии.

Тут началась «вторая часть марлезонского балета»: тигрицу повели в театр, мы двинулись за ней и, пройдя по каким-то темным коридорчикам и закоулкам, вдруг вышли на знаменитую сцену.

Там уже Миру ждали артисты и хореограф-постановщик балета «Спартак» Георгий Ковтун.

Я слышала, как кто-то из балетных, увидевший толпу журналистов, неустанно снимающих тигрицу, с обидой сказал другому: «На людей бы так приходили!» И вспомнила старую театральную истину, что ни одному, даже самому гениальному, актеру не под силу переиграть кошку. А уж тигрицу-то! Хотя, с другой стороны, артисты балета ведь так же грациозны и пластичны, как эти прекрасные хищники.

Денис Матвиенко и Ирина Перрен пришли на эту репетицию с одной-единственной задачей - познакомиться с Мирой.

- Она очаровательна, - сказал Денис Матвиенко, который тут же уселся рядом с возлежавшей тигрицей прямо на сцену и стал ее гладить. К нему присоединилась Ирина Перрен, которая уверила журналистов, что совсем не боится: «Она же как котенок!»

Мира действительно миролюбива. Но ребенок есть ребенок (а ей всего девять месяцев). Утомившись от журналистов, которые стали совать ей микрофоны и камеры чуть ли не в морду, она начала отбиваться лапой. Без всякой агрессии, просто играя.

Стоявший в стороне постановщик «Спартака» Георгий Ковтун, которого тигрица совершенно затмила, был рад ответить на несколько моих вопросов.

- Что будут делать тигры на сцене? Крутить фуэте?

- Танцевать им, конечно, не придется. В спектакле будут задействованы два тигра. Один из них, взрослый, будет сидеть в клетке. А Мира будет ходить по сцене свободно, правда, на поводке. Ответственную роль поводыря я поручу артисту кордебалета, либо в спектакле примет участие сама дрессировщица.

- Театр - в значительной мере условность. Зачем вам понадобилось использовать животных?

- Все-таки присутствие живых тигров поможет зрителям более ярко почувствовать атмосферу Древнего Рима, погрузиться в историю.

- Чем будет отличаться ваша версия «Спартака» от постановок Леонида Якобсона и Юрия Григоровича?

- Ну например, у нас легионеры будут уходить из Рима, а не возвращаться в город. Потому что из древней истории известно, что войска никогда не располагались в самом Риме. Кроме того, в советское время действие, происходящее в балете «Спартак», трактовалось с позиций классовой борьбы. Я же хочу создать версию, соответствующую современному прочтению истории.

Зинаида АРСЕНЬЕВА, фото Натальи ЧАЙКИ

↑ Наверх