«100 прекрасных мертвецов»: искусство против уничтожения истории
Что достанется нашим детям — город-памятник или мегаполис-однодневка?
Синий забор, зеленая строительная сетка и леса. Здесь же горы строительного мусора — битый кирпич, искореженная арматура, обломки водосточных труб… Нет, вы не попали на территорию вокруг здания, готовящегося к сносу! Хотя почти угадали — выставочное пространство «Ткачи» благодаря открывшейся на прошлой неделе выставке «100 прекрасных мертвецов», посвященной печальной петербургской традиции уничтожать исторические здания, действительно превратилось в настоящую стройплощадку.
Инсталляция в «Ткачах»
— Видите этот синий забор? Он стал настоящим символом времени! — провозгласил парень в шляпе, ведущий театрализованную экскурсию.
И он прав. Теперь, если видишь монстра из гофрированного железа, растущего вокруг здания постройки конца XVIII или начала XX века, — значит, пиши пропало: сначала обещание реставрации, а затем вереница грузовиков, вывозящих прах снесенного дома в неизвестном направлении. Собственно, именно об этом и повествует выставка, превратившая бывший цех в гигантскую инсталляцию, погружающую посетителя в мир обреченного здания. «Сто прекрасных мертвецов» — это сто домов, уничтоженных за последние годы. Один из экспонатов выставки — многометровая карта Петербурга, фиксирующая произошедшие за последнее десятилетие изменения городской среды.
Здесь же обнаруживается и город-тень Северной столицы — Берлин, мегаполис, переживший в прошлом значительную трансформацию. Совмещение карт двух городов дает неожиданные результаты: их топография и история парадоксальным образом переплетаются, соединяются и выявляют скрытые связи и контрасты.
Сто фотографий на синем заборе, сто домов, ныне не существующих. Посетив выставку, корреспондент «Вечёрки» побеседовал с Ником ТЕПЛОВЫМ (на фото), одним из авторов этой грандиозной экспозиции.
— Как вообще родилась идея создать подобную экспозицию?
— Дело было давно, шел 2007 год. Тогдашний губернатор Петербурга Валентина Матвиенко на какой-то пресс-конференции громогласно возмутилась: «Почему люди кричат о сотнях снесенных зданий? Покажите мне, где эти сотни!» Заявление вызвало бурную реакцию общественности: в течение недели градозащитники, в основном из организации «Живой город», собрали всю необходимую информацию о ста снесенных домах за последние два-три года и представили эти сведения в Смольный.
— Какова же была реакция властей?
— Грянул скандал, по широким коридорам Смольного бегали чиновники и орали о подлоге, большинство СМИ отмалчивались, игнорируя жужжание, доносящееся из «большого улья». Но в конце концов властям удалось все спустить на тормозах, уверив и часть общественности, и самих себя в том, что «список неправильный и у них совсем другие данные». Придрались даже к оформлению документа, якобы не по ГОСТу, запятые не там стоят…
— Каким же образом вы оказались вовлечены в эту историю?
— Мой давний друг Дима Воробьев (по профессии — социолог, сотрудник Института независимых социологических исследований) предложил мне, как представителю искусства, среагировать. Я же выбрал в качестве орудия циничный язык современного искусства: «Давайте представим себе, что это не Петербург».
К сожалению, такую картину можно видеть в Петербурге все чаще
— Какими были первые шаги к воплощению идеи?
— На первых этапах меня направляло чувство скорби — так появился экспонат «100 посмертных масок». А затем проект лег в долгий ящик — возможность реализации появилась лишь через пять лет, в рамках Года Германии в России.
— Спустя пять лет не выдохлись ли идеи?
— Сейчас эта выставка еще более актуальна, чем пять лет назад! Количество снесенных домов растет. Посмотрите на Невский проспект: что от него осталось? Его словно обрили, а затем нацепили криво сшитый, но очень модный парик! Лицо города, того самого, что дорог всем, кто хоть раз читал Пушкина и Достоевского, у кого есть чувство вкуса и собственного достоинства, уродуется каждый божий день. Медвежья лапа чиновничьего аппарата поглощает миллионные взятки, принимаются законы, облегчающие «расчистку места» под «перспективные проекты». Все происходящее пугает. Если так будет продолжаться, то наши дети никогда уже не увидят Петербурга таким, каким помним его мы: вместо таинственного и манящего города-памятника им достанется очередной финансово выгодный мегаполис-однодневка.
Выставка работает по 14 октября, цена входа — 50 р.
Notice: Undefined offset: 0 in /var/www/vhosts/vppress.ru/application/modules/default/views/helpers/Author.php on line 37
Фото: Блахнов Алексей
Метки: Про Петербург Про петербуржцев Истоки Архитектура Выставки Не пропусти! Из первых рук
Важно: Правила перепоста материалов