Два миллиона долларов за неэтичную букву «к»
Сомнительная реклама стала дорого обходиться ее производителям
«Вечёрка» неоднократно обращала внимание на появление в городе рекламы неэтичного характера и проводила журналистские расследования по поводу того, как «веселые картинки» вдруг появляются перед глазами тысяч петербуржцев. Как водится, после этого «произведения рекламного искусства» исчезали. Неудивительно, что информацию о создании в декабре 2007 года экспертной комиссии по этике социальной рекламы и социально значимой информации по Северо-Западному федеральному округу мы дали под рубрикой «Хорошая новость». Комиссия приступила к работе, и, судя по тому, что было сказано на недавней пресс-конференции в Балтийском информагентстве, первые результаты внушают оптимизм.
В комиссию вошли социологи, педагоги, представители всех религиозных конфессий, психологи, в общем - люди компетентные. Работают на общественных началах. А не являются цензорами, как некоторые это себе представляют. Цель комиссии - всесторонне изучить сомнительного вида рекламную продукцию и дать ее производителю рекомендации по изменению названия, рисунков, сюжетов и так далее. Примеров - хоть отбавляй. Одна уважаемая компания, например, разразилась слоганом «Когда закончится урок - не забудь меня разбудить». На пользу это детям? Другая, не менее уважаемая фирма отпечатала тираж детской книжки, в которой подрастающее поколение учат... умирать! На форзаце выстроилась шеренга могильных крестов, картинки вселяют ужас. А полиграфия - отличная, денег не пожалели. Сеть ресторанов японской кухни, работающих не только в Петербурге, назвали «Япошка», что никоим образом не вписывается в понятие толерантности.
Рестораторам деликатно порекомендовали название подкорректировать, в результате сейчас на вывесках можно лицезреть более политкорректное «Япоша». Кажется, убрали всего-навсего одну букву. Но, по оценкам фирмы, ребрендинг обошелся в два миллиона долларов!
По словам председателя общественного совета по социальной рекламе Станислава Дворко, пока нет ни одного случая, чтобы производитель или рекламная компания отбросили рекомендации, словно ненужную бумажку. Все дело в том, что помимо общественной организации есть еще и антимонопольная служба, у которой полномочий в отношении недобросовестных рекламщиков - намного больше. Поэтому рисковать не хотят - снимают постеры, убирают ролики из эфира, меняют названия.
Бизнес считать деньги умеет и выбрасывать на ветер солидные суммы на переделку рекламы не желает. Посему случилось то, что еще год назад было немыслимо: представители рекламного бизнеса сами (!) обратились в антимонопольную службу с предложением создать некий орган, который рассматривал бы эскизы рекламы еще до ее изготовления и выносил вердикт, позволительно представлять подобное публике или нет. По мнению начальника отдела контроля и надзора за соблюдением законодательства о рекламе Управления Федеральной антимонопольной службы России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Наталии Плоткиной, это - тот самый цивилизованный подход, к которому стремились уже давно.
Николай АЛЕКСАНДРОВ
Фото Натальи ЧАЙКИ
Прямая речь
Отец Артемий СКРИПКИН, председатель отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии:
- В основе этики лежат религиозные воззрения. Пропаганда разного рода пороков и зла в рекламе просто недопустима, особенно если эта реклама навязывается детям и молодежи.
Важно: Правила перепоста материалов