Альтернативы приставам лучше не искать
Пострадавшие от мошенников имеют шанс на возврат всех денег, если следуют официальным путем
В марте этого года в нашей газете была опубликована статья «Кому дом на Канарах, а кому «Альтернатива». В ней мы рассказали историю петербуржца Николая Григорьева, обманутого пайщика, который вложил все свои деньги в потребительское общество «Альтернатива» и потерял их. В своей беде господин Григорьев винил не только мошенников, но и судебных приставов Петербурга, которые, по его словам, не захотели искать и арестовывать имущество общества и его учредителей. После публикации Федеральная служба судебных приставов по Санкт-Петербургу провела проверку и согласилась: да, недоработки были. Но не ошибается только тот, кто ничего не делает.
Сам себе пристав
История ПО «Альтернатива» хорошо известна: несколько лет назад бывшие уголовники организовали потребительское общество, где под видом паев собирали с граждан крупные суммы денег, обещая в течение 40 дней приобрести им квартиры со скидкой. Многие продавали свои комнаты и квартиры, переезжали к родственникам. И ждали. Напрасно. Пострадавшими в уголовном деле были потом признаны более 70 человек, реально жертв общества - гораздо больше. Каждый из них лишился от 10 до 40 тысяч долларов. Людям вряд ли удастся вернуть свои деньги - за несколько лет, что идет разбирательство, на счетах «Альтернативы» остались жалкие гроши.
Герой нашей публикации Николай Григорьев был одним из обманутых вкладчиков «Альтернативы». Когда-то он жил в коммунальной квартире в Рыбацком и мечтал улучшить свои жилищные условия. Ему предложили продать комнату, принести деньги в общество и через 40 дней переехать в отдельную однокомнатную квартиру. Николай Сергеевич сделал все, как ему было сказано, но его обманули. Он обратился в суд, который своим решением обязал взыскать с ПО «Альтернатива» 680 тысяч рублей - всю отданную Григорьевым сумму. Решение вступило в законную силу более трех лет назад, и за все это время Николай Григорьев получил всего 12 тысяч рублей. И то благодаря личной инициативе: когда он понял, что судебные приставы не слишком активно ищут имущество должников, он забрал у них свои исполнительные листы, прошелся по банкам, нашел там несколько вкладов «Альтернативы», арестовал их и получил деньги. После этого у Григорьева возникли претензии к судебным приставам: почему он должен делать за них их работу?
Не надо было забирать листы
В Федеральной службе судебных приставов соглашаются, что в их работе был допущен ряд нарушений: не слишком активно проверялись адреса должников, не всегда выставлялись инкассовые поручения. Приставы свои ошибки признали, привлекли к дисциплинарной ответственности старшего судебного пристава одного из городских районов и теперь рассматривают вопрос о его соответствии занимаемой должности.
- Исполнительные листы попадают к нам, когда организации уже прекращают свою деятельность и их имущество давно выведено из оборота или переоформлено на других лиц, - сказал нам Олег Караченцев, исполняющий обязанности начальника отдела организации исполнительного производства ССП. - А что касается конкретного случая с господином Григорьевым, то я уверен: если бы тогда он не забрал у нас свои исполнительные листы, то сегодня бы уже вернул значительную часть своих денег. Потому что по всем исполнительным листам пайщиков ПО «Альтернатива», которые поступили в Службу судебных приставов до 2006 года, мы произвели возврат денежных средств в полном объеме.
Назвать фамилии и суммы счастливых пайщиков «Альтернативы», которые вернули себе все денежные средства, Олег Леонидович затруднился, сославшись на тайну исполнительного производства - «знакомиться с материалами могут только стороны».
Что касается дня сегодняшнего, то, по словам господина Караченцева, вернуть долги ПО «Альтернатива» пытаются теперь судебные приставы Кировского района (именно здесь располагался последний арендованный офис мошенников). Они проверяют счета учредителей-аферистов, направляют запросы в налоговые службы, в Федеральную регистрационную службу, в ГИБДД... Бывает, приставы и сейчас обнаруживают дачу, квартиру или машину кого-то из аферистов, но все оказывается оформлено на кого угодно, только не на самих мошенников.
- В настоящее время мы также проясняем ситуацию с ранее арестованным имуществом. В 2005 - 2006 годах работа судебными приставами велась очень активно, и мы арестовали офисную мебель общества. Это были столы, стулья... Понятно, что больших денег она не стоит, но это деньги обманутых людей и мы должны попытаться их им вернуть, - говорит Караченцев.
Инесса КУЗНЕЦОВА
Рисунок Михаила ЛАРИЧЕВА
Между тем
Похоже, судебным приставам снова прибавится работы. Деятельность некоммерческого партнерства «Русский проект», которое действовало по принципам финансовой пирамиды, вызвала интерес правоохранительных органов, так как компания прекратила выплаты и закрыла свои офисы.
Известность «Русский проект» обрел в конце 2007 года - компания заявила о масштабных инвестициях в сельское хозяйство Краснодарского края. Средства привлекались под обещания выплатить вкладчикам от 12 до 30,8 процента годовых. 1,6 миллиарда рублей было обещано инвестировать в приобретение около пяти тысяч гектаров сельхозугодий, недвижимости и техники для производства сельхозпродукции.
Но ситуация изменилась: около двух тысяч вкладчиков некоммерческого партнерства «Русский проект» обратились в прокуратуру Петербурга. По их словам, на последнем общем собрании партнеров руководство НП объявило о прекращении выплат по вкладам.
Важно: Правила перепоста материалов