Газета выходит с октября 1917 года Sunday 28 июля 2024

«Радуга» получилась черно-белой

IX Международный театральный фестиваль в этом сезоне не порадовал выдающимися спектаклями

Недоумение вызвал в первую очередь отбор спектаклей, неясным остался формат фестиваля: юношеских спектаклей было всего два - «Король Матиуш I» петербургского ТЮЗа, которым фестиваль открылся, и «Зимы не будет» Саратовского ТЮЗа (об этом спектакле мы рассказали в номере за 4 июня). В программе на равных условиях соревновались между собой выдающиеся режиссеры, чьи имена уже стали легендами, - Римас Туминас и Кама Гинкас - и молодежь со своими дебютными спектаклями. Ситуация, в которой оказалось жюри, была непростой.

Среди равнодушных обывателей убийца - самый неравнодушный

Лучшим спектаклем малой формы жюри назвало «Роберто Зукко» в постановке Камы Гинкаса (МТЮЗ).

Этот спектакль - не бесспорная удача выдающегося режиссера, мнения профессионалов разделились. Кого-то покоробил месседж, высказанный мастером: в его спектакле серийный убийца Роберто Зукко обаятельнее, человечнее и душевнее, чем обыватели, которых он убивает. Но атмосфера спектакля, выстроенная режиссером, затягивает и поглощает зрителя: эта страшная подземка, в которой живут люди - нелепые, уродливые, изломанные и равнодушные ко всему. Персонажи спектакля Гинкаса напоминают героев фильмов Кустурицы. Среди равнодушных и как бы безобидных обывателей убийца - самый неравнодушный. Он потому и убивает, что это его форма протеста, и его волнует, что даже убийство ребенка не может взволновать общество: они уже ко всему привыкли. А он не может.

Театр в чистом виде

Гран-при профессионального «большого» жюри получил спектакль литовского режиссера Римаса Туминаса «Мадагаскар». Этот театральный шедевр стал бесспорным лидером фестиваля. Встреча с Вильнюсским малым театром, со спектаклями Туминаса и его необыкновенными актерами всегда становится настоящим счастьем: вот он, ТЕАТР в чистом виде! Литовские актеры музыкальны, пластичны, с тонким чувством юмора. Они строят роль отстраненно, театрально, но при этом внутренне наполнены и содержательны, от клоунады до трагедии здесь полшага. «Мадагаскар» оставил сильное и терпкое послевкусие, какое всегда остается от встречи с подлинными произведениями искусства.

Человеческий детеныш

Приятной неожиданностью стал спектакль замечательного петербургского актера Сергея Бызгу «Человеческий детеныш», поставленный им на втором курсе Театральной академии.

История Киплинга про мальчика, выросшего в джунглях, рассказана режиссером без единого слова. Это завораживающий, ритмичный спектакль: юные ребята, еще даже не актеры, хорошо двигаются, музыкальны и пластичны. Но спектакль не стал чередой красивых пластических зарисовок, в нем есть внутренний драматизм и развитие. Маугли играют трое актеров, но самая пронзительная и драматичная работа - Алены Первухиной, играющей Маугли-ребенка. Этот светлоголовый, худенький, трогательный детеныш сразу же поражает беззащитностью и страстной готовностью полюбить. Он доверчиво открыт всем обитателям джунглей, не деля на добрых и злых, с каждым маленьким он готов начать игру, а к каждому взрослому бросается под теплый бок, прижимается, утыкается, и ни волчица, ни медведь, ни пантера не могут обидеть это ласковое существо.

Этот еще совсем детский спектакль получил награду за поиски новой формы.

Штирлиц идет по коридору. А куда он идет?

Недоумение вызвал, например, спектакль «Штирлиц идет по коридору» («Другой театр», Москва) в постановке актрисы Елены Шевченко. Эта переименованная пьеса «Фантазии Фарятьева» поставлена в худших традициях антрепризы: в главных ролях сериальные звезды Олеся Судзиловская и Мария Машкова. Тонкая пьеса разобрана режиссером и сыграна актрисами неподробно, много общих мест и дежурных интонаций, много слез и криков. Спектакль явно рассчитан на аудиторию, состоящую из поклонников телемыла «Дом-2», а не на профессионалов, из которых по преимуществу складывается аудитория фестивалей.

Таким же неформатным спектаклем показалось творение петербургского молодого режиссера Андрея Прикотенко, поставленное им в Рижском Русском театре им. М. Чехова, - «Правила игры». Он поставил пьесу Николая Коляды по «Пиковой даме», умудрившись превратить присущий драматургу юмор в пошлость.

Беспутное, страстное славянское сердце

Награду за лучшую режиссуру поделили между собой учитель и ученик: Геннадий Тростянецкий в содружестве со своим выпускником Романом Ильиным, поставившие в Орловском театре «Свободное пространство» спектакль «Ночь».

Это спектакль по пьесе одного из самых популярных польских современных драматургов Анджея Стасюка. О том, как сердце погибшего от пули польского парнишки-угонщика пересаживают его убийце, немецкому ювелиру-богачу. Вот так они соединились: тот, кто когда-то стрелял из самолета по полякам, и тот, кто, со слов бабушки, не может забыть о том, что это было. Сцена передачи сердца - кульминационная. Ариец-богач больше всего боится этого беспутного, непредсказуемого, страстного славянского сердца, а оно оказывается маленькой, трогательной, пугливой девочкой-беспризорницей. Актриса Маргарита Рыжикова, исполнившая роль сердца, была отмечена дипломом фестиваля.

Гамлет - жертва в этом мире-помойке

Лучшим актером был назван Олег Ягодин - актер Екатеринбургского «Коляда-театра» за исполнение роли Гамлета в одноименном спектакле. А жюри молодой критики единогласно присудило победу этому странному и провокационному спектаклю.

В прологе «Гамлета» персонажи, напоминающие одновременно и современных бомжей и первобытных людей, уничтожают репродукции культурного символа - «Джоконды».

Их рвут, топчут, на них плюют - в этом основная идея спектакля и провокация режиссера Николая Коляды. Нам дают понять, что с великой пьесой сейчас обойдутся так же. И что современный мир в представлении режиссера - это цивилизация первобытных варваров. А Гамлет в этом мире-помойке, лишенном каких-либо нравственных норм и ценностей, - не мститель и не борец, а жертва.

Подготовила Виктория АМИНОВА

Полную версию статьи читайте в сегодняшнем номере газеты "Вечерний Петребург".

↑ Наверх