Газета выходит с октября 1917 года Sunday 28 июля 2024

Исчезающий Петербург:

хроника разрушения города

Чтобы вызвать ностальгию по Питеру в... Питере, согласитесь, нужен талант.

В «Центре книги и графики» на Литейном, 55, открылась выставка «Исчезающий Петербург»: о любви к домам, улицам и той атмосфере, которой сейчас осталось совсем немного.

Два немаленьких зала полностью, от пола и до потолка, завешаны живописными полотнами и графическими листами, выполненными 88 участниками.  Лучше всего, на мой взгляд, - пастельные виды Смоленки Владимира Шинкарева. Они пронизаны такой здешней тусклой желтизной и охрой, что вас вдруг охватывает ностальгия по Питеру (несмотря на то, что вы в Питере и есть).

Художник Анатолий Заславский, сам создавший за свою жизнь множество городских пейзажей, представляя выставку, признался:

- Не помню, когда последний раз на открытии художественной выставки было столько народу. Здесь все, как на давних диссидентских выставках, - небольшое помещение, картины среди окон - сами как окна в Петербург. И точно такая же атмосфера и такие же одухотворенные лица. Не хватает только водки и свечек на полу, чтоб картина была полной.

Картины висят на стенах, а на печатных станках выставлены черно-белые фотографии: мрачноватая летопись разрушения петербургских видов. Правда, фотографий пока гораздо меньше, чем картин: и это может быть моментом утешительным. Мол, у выставки положительный заряд: гораздо важнее и сильнее всякой энтропии то, что мы помним и любим. Даже название «Исчезающий Петербург» воспринимается не только в смысле распада: Петербург ведь хорош именно тем, что исчезает в дымке, в тумане, в своем особом флере.

Об этом мы побеседовали с сопредседателем петербургского отделения ВООПиК Александром Марголисом.

- Приглашаю всех горожан на выставку, ведь это не только художественное событие. Как видите, документальная хроника разрушения города носит здесь факультативный характер. Это вовсе не значит, что мы ее недооцениваем: просто мы не хотели мешать посетителям выставки общаться с живописью. Когда художники начали приносить нам свои работы - показалось, что всех мы выставить просто не сможем. Но и отказать людям, которые так искренне откликнулись, тоже было нельзя. И в результате фотографии либо сдвинуты в самую маленькую комнату, либо стоят на полу. На следующей выставке мы обязательно учтем этот опыт: помещение будет выбрано еще просторней.

Но документальные материалы будут нами выставляться отдельно в сочетании с видеоматериалами. Увы, эти фильмы не получили на телевидении поддержки. Но сегодня мы как раз собираемся обсудить несколько показов о разрушении города и о новом строительстве в центре. Они пройдут в этом помещении.

Здесь очень много сильных работ, и мы боялись, что они будут спорить друг с другом, забивать друг друга. А они слились в единый мощный хор. Видимо, тема способствует. И фотографии тоже задают тон. Я думаю, мы сделаем отдельный альбом с аннотациями.

Закончив презентацию, организаторы пригласили всех в небольшую соседнюю комнатку. Там ждал сюрприз, уже почти забытый: настоящая рюмочная, в точности из Довлатова или из жизни. Там сварливая официантка в фартуке предлагала всем желающим «Массандру» и водку - по 14 копеек. Бутерброды с килькой - по 9 копеек.

Рядом крутился потрепанный завсегдатай в очках, кричал «Удушительница! Всю качественную продукцию домой снесла!» - и читал наизусть Пушкина. Все как в исчезнувшем Петербурге.

Федор ДУБШАН, фото Натальи ЧАЙКИ

↑ Наверх