Газета выходит с октября 1917 года Sunday 28 июля 2024

Шоу для «пяти процентов»

В манеже открылся «Бал-маскарад»

Только-только отшумел очередной петербургский карнавал, как петербуржцев вновь приглашают повеселиться. Конечно, эффектнее было бы устроить такую выставку на Рождество или на Масленицу. Но, видно, не так легко втиснуться в плотный график манежных выставок.

Маскарады были любимы всегда, потому что, скрывая лицо под маской, можно было показывать истинные чувства, говорить то, что думаешь, интриговать, мистифицировать, флиртовать... И все это без ущерба для репутации.

В русской культуре маскарады отразились многогранно. В знаменитой драме Лермонтова, в лирике поэтов Серебряного века, в живописи и графике художников «Мира искусства», в мистике ахматовской «Поэмы без героя»...

Организаторы манежной выставки решили объединить в пространстве огромного выставочного зала исторический и театральный костюм, а также работы современных петербургских модельеров.

Народу балы не нужны

Поднявшись на второй этаж, попадаешь в царство современной моды. Здесь застыли манекены, наряженные в выходные платья от самых известных питерских модельеров - Юлии Бунаковой и Евгения Хохлова (из последней коллекции весна -лето 2008 года, показанной в Москве на Неделе русской моды), Татьяны Парфеновой (она показала всего три платья с отделкой в технике батик), Ларисы Погорецкой (фрагмент коллекции «Эмиграция»), Яниса Чамалиди и представителя старой гвардии звезды Ленинградского дома моделей Нонны Меликовой. Но царит здесь безраздельно Слава Зайцев. Если модели наших модельеров теснятся по углам, то туалеты от Славы Зайцева красуются в центре зала и упрятаны к тому же в стеклянные витрины (чтобы не запылились?). На мой взгляд, для того чтобы поддержать тему патриотизма, возрождения традиций, заявленную в исторической части выставки, логично было бы попросить Зайцева представить свои модели в русском стиле, тем более что у него их много. Но почему-то в Манеже решили продемонстрировать просто вечерние платья из коллекций разных лет (в том числе из коллекции «Листая памяти страницы»). К маскараду они никакого отношения не имеют. Зато сам мэтр, без сомнения, имеет - самое прямое. «Я и есть маскарад!» - сказал он журналистам, сразу атаковавшим его.

На вопрос, нужны ли сегодня народу балы-маскарады, мэтр ответил честно: «95 процентам народа, конечно, на фиг они не нужны. Многим людям просто жрать не на что сегодня. А пяти процентам - нужны. Кстати, так было всегда. И в дореволюционной России веселилось только пять процентов населения».

Петербургский карнавал должен оформлять Шемякин

Зайцев посоветовал в будущем привлечь для оформления Петербургского карнавала Михаила Шемякина. Мысль, кстати, очень здравая. В самом деле, Петербургский карнавал слишком эклектичный и какой-то... советский, сильно напоминает порой демонстрации из прошлой жизни. Тогда как Петербург, вернее петербургский миф, созданный многими поколениями русских писателей и художников, действительно сложнее, интереснее и притягательнее - что для горожан, что для туристов. В этом городе с его знаменитой двойственностью все не то, все не так, как кажется, здесь по улицам рядом с реальными людьми бродят призраки из прошлого и те, кого никогда не существовало, - литературные герои вроде Онегина и Раскольникова. И Шемякину эта мистическая суть города, его знаменитая двойственность понятны.

На первом этаже выставлены несколько костюмов, созданных Михаилом Шемякиным для балета «Щелкунчик» в Мариинском театре, который, помнится, так долго и с таким удовольствием ругали многие критики. Шемякинского «Щелкунчика» не видела, но костюмы потрясающие. Другое дело, что даже по ним можно почувствовать: художник вернул сладенькой рождественской балетной сказочке ее мрачный и зловещий гофмановский смысл.

Государь был недостаточно высок ростом

Истории - как предмету более тяжеловесному - отведен первый этаж. Грузить публику длительными экскурсами в историю сегодня мало кто рискует. Может, по этой причине организаторы выставки выбрали из всей длинной и разнообразной маскарадной истории, начавшейся, конечно же, при Петре Первом, эпизод «Русский бал 1903 года» - пожалуй, один из самых знаменитых, роскошных балов императорской России.

Грандиозное празднество длилось два дня - 11 и 13 февраля. На императоре Николае II был шитый золотом и серебром костюм царя Алексея Михайловича, второго царя династии Романовых. Императрица явилась на бал в костюме Марии Милославской, первой жены Алексея Михайловича. Великий князь Александр Михайлович записал в своем дневнике: «Аликс выглядела поразительно, но государь для своего роскошного наряда был недостаточно высок ростом».

Немалая часть дошедших до нашего времени маскарадных костюмов хранится в Эрмитаже, коллекция которого насчитывает 170 экспонатов. В Манеж привезли не так много драгоценных раритетов, но они впечатляют.  Костюмы сохранились довольно хорошо, но потускнели: исчезла отделка натуральным мехом, нет и драгоценных камней (впрочем, и в 1903 году большая часть камней были фальшивыми).

На стенах висят увеличенные фотографии участников знаменитого бала, они великолепны. Причем ловишь себя на том, что смотришь не столько на роскошные боярские одеяния, сколько на лица - таких больше нет и, наверное, уже никогда не будет в России.

Выставка получилась эклектичной, и тема маскарада в ней не раскрыта полностью, а только затронута. Все же посоветую идти на выставку либо 14 июня, чтобы заодно послушать лекцию о маскарадной моде, которую прочтет знаменитый историк костюма и моды Александр Васильев, либо 24-го, когда под вдохновенным руководством Михаила Шемякина состоится «Театрализованное шествие потешной свиты Петра».

Зинаида АРСЕНЬЕВА, фото Натальи ЧАЙКИ

↑ Наверх