«Формула-1» вернулась на Неву
14 июня на самом красивом водном стадионе мира пройдут гонки самых быстрых моторных судов
«Формула-1»... С чем ассоциируются эти слова у большинства любителей спорта, да и не только у них? Прежде всего с «Королевскими гонками». Переполненные трибуны автодромов, рев моторов, болиды, проносящиеся с огромной скоростью. «Залпы» шампанского на подиуме. И гонщик всех времен и народов - Михаэль Шумахер.
Не только на асфальте
Однако «Формула-1» есть и в других технических видах спорта. Но везде это - самые мощные моторы, самые большие скорости, самые смелые гонщики. И свой Михаэль Шумахер.
Самая известная «младшая сестра» «Королевских гонок» - водно-моторная «Формула-1». Чемпионат мира в ней проводится с 1981 года - на 30 лет позже, чем в автомобильной «Формуле». Но по такому же принципу - чемпионат состоит из нескольких этапов, правда, их вдвое меньше, чем в «Королевских гонках», - только девять. В сезоне 2008 года в водно-моторной «Формуле-1» участвуют 12 команд, в которых по два гонщика. Пилоты разыгрывают личное первенство, а команды - Кубок конструкторов, в зачет которого суммируются очки, набранные обоими пилотами.
Гонка состоит из 50 кругов, каждый из которых - фигура с шестью поворотами. На прямой болиды разгоняются до 200 с лишним километров в час, а на поворотах перегрузки, которые испытывают пилоты, больше, чем у космонавтов, - до 6 g!
Ну а «водно-моторный Шумахер» - это итальянский гонщик Гвидо Каппеллини. Причем по числу чемпионских титулов в «Формуле-1» Гвидо превзошел Красного Барона - девять против семи - и до сих пор гоняется...
«Формула-1» на Неве
Как и автомобильная, водно-моторная «Формула-1» долго оставалась для россиян экзотикой. Однако в 1989 году она пришла и в нашу страну - первый раз ее этап прошел в Минске. Ну а годом позже «Формулу-1» принимал город на Неве.
Вспоминает Эрнест Серебренников, в те годы - главный редактор спортивных программ Ленинградской студии телевидения. «Летом 1989 года нынешний генеральный промоутер «Формулы» маркиз Николо ди Сан-Жермано со мной вместе пошел по Дворцовому мосту, остановился на его середине, окинул взором панораму Невы, помолчал немного и сказал: «Я объездил практически весь мир, но такой красоты не видел нигде. «Формула-1» непременно должна здесь пройти!» И на следующий год гонка действительно состоялась в Ленинграде! Интерес был невиданный - на набережных и мостах стояло почти полмиллиона народа! Люди забирались даже на крыши домов!»
В следующий раз ее провели уже в 1995 году - проведение этапа тогда стоило порядка полумиллиона долларов, для городского бюджета неподъемно, а спонсоры не торопились рисковать, памятуя о «первом блине» 1990 года. Водномоторный спорт в Петербурге набирал обороты - в 1998 году кроме «Формулы-1» в городе на Неве прошло еще пять чемпионатов мира! Увы, все кончилось после дефолта. В 1999 году «Формула» в Петербурге прошла последний раз.
И лишь через девять лет «Формула-1» возвращается в Санкт-Петербург. Стало это возможным благодаря заинтересованности в этом губернатора Валентины Матвиенко. Кстати, в этом году российскому водно-моторному спорту исполняется 100 лет.
Что увидят петербуржцы
Петербургский этап «Формулы-1» пройдет в два дня, 13 и 14 июня, в акватории Невы между Троицким и Дворцовым мостами. 13 июня в 20 часов пилоты проведут свободную тренировку. Основные события развернутся 14 июня. В 10 и 11 часов состоятся квалификационные заезды, в 13.30 - финал квалификации.
Торжественное открытие гонки состоится в 19.00 на оконечности Заячьего острова напротив Биржи. В 19.30 пройдет парад болидов на Неве, а в 20.00 гонка стартует. Финишировать она должна минут через 40 - 45, награждение состоится в 22.00.
Главные претенденты на победу - неувядаемый Гвидо Каппеллини (его болид имеет бортовой № 74), действующий чемпион мира финн Сами Селио (естественно, № 1) и лидер нынешнего сезона, американский пилот Джей Прайс (№ 11).
Каппеллини участвовал во всех шести предыдущих питерских этапах «Формулы» и в четырех из них побеждал. Любители гонок на воде его хорошо помнят. Однако можно быть уверенными, что симпатии петербуржцев разделятся между ним и нашим земляком Станиславом Курценовским (№ 75). Кстати, они выступают в одной команде с Каппеллини.
Интересная деталь - Курценовский в 2003 году выступал вместе с Каппеллини, а в 2007 году - с Селио. И оба его партнера стали чемпионами мира. «Я в этом году специально позвал Станислава в свою команду, чтобы обеспечить себе десятый титул. Он мой талисман», - пошутил Каппеллини.
Но как бы ни закончилась гонка, Станислав 14 июня будет себя чувствовать именинником. Ибо в этот день ему исполняется 37 лет.
Подготовил Борис ОСЬКИН
Важно: Правила перепоста материалов