Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 30 июля 2024

Лев Лурье: Наш город — столица

футбола, фигурного катания, рока и корюшки

Больше десяти лет мы говорим «история Петербурга», а подразумеваем «Лев Лурье». Он систематизирует наши знания о городе, подпитывая специфический питерский патриотизм. Он ловит уходящую натуру, умудряется найти следы истории там, где никому в голову не придет искать. Потомственный историк, теле- и просто журналист, Лев Яковлевич ездит в метро, имеет трезвый взгляд на вещи... и похоже, стал родоначальником династии журналистов (см. ниже). О чем еще поговорить с таким человеком, как не о судьбах страны... и ее телевидения?

Наука как удовлетворение любопытства

- Вы чаще планируете темы для «Культурного слоя» или они приходят случайно?

- Я представляю себе по десятилетиям, о каких явлениях хотел бы узнать. Всякое занятие наукой, а популярная история тоже наука, - удовлетворение собственного любопытства. Мне было интересно узнать об «эфире» - были такие несуществующие телефоны, по которым люди звонили и разговаривали с другими, абсолютно незнакомыми людьми, даже не разговаривали, а перекрикивались, - я и сделал передачу «про эфир». Но иногда сюжеты берутся «из воздуха»: кто-то встречает какого-нибудь человека и от него узнает, что у курсантов Арктического училища были замечательные обычаи, связанные с выпуском и с поступлением, - и мы делаем про это передачу.

- Лев Яковлевич, вы один из тех, чья молодость прошла в «Сайгоне». Сейчас многие преуменьшают значение «Сайгона» в ленинградской - петербургской культуре...

- Это неверно, мне кажется, что это явление исследовано достаточно хорошо. «Сайгон» в широком смысле слова, не как кафетерий при ресторане «Москва», а как бытование подпольной ленинградской культуры, сформировался, если можно так сказать, в эпоху «после Бродского». Это очень важный пласт петербургской культуры: Невский проспект в те времена выиграл бой со всякими площадями Пролетарской Диктатуры.

- Ваша работа - заглядывать в прошлое. Но, по-моему, нынешнее молодое поколение живет сегодняшним днем и им неинтересно то, что было, скажем так, до компьютеров...

- Категорически не согласен. Дети у меня журналисты: дочке двадцать два, сыну под тридцать. Я часто общаюсь с молодыми журналистами, которые работают в самых разных средствах массовой информации. У них интерес к прошлому есть. Правда, сейчас среди молодых в моде «свежее ретро» - где-то 1990-е.

- Старшее поколение к 1990-м относится резко отрицательно, а молодым, выходит, нравится?

- Для большинства населения нашей страны то, что произошло, сравнимо с эмиграцией. Процессы те же, и адаптироваться большинству - трудно. Для культуры, кстати, 1990-е были героическим временем - для журналистики уж точно. Все люди тоскуют по годам своей юности. Сейчас те, чья юность пришлась на это время, несколько выросли и воспринимают все, что тогда происходило, в ностальгическом ключе. Например, к Ельцину стали гораздо лучше относиться, героический первый Ленсовет воспринимается как французский Конвент.

- А вы лично, кстати, как относитесь к Ельцину?

- Скорее положительно. У него, как у руководителя государства, были ошибки, но пороков не было. Он спас страну от разрушительной ядерной войны на манер Югославии.

- Вам самому было просто переносить, как вы выразились, эмиграцию 1990-х?

- Относительно большинства моих сверстников я прошел это десятилетие успешно. Очень многие люди канули куда-то, так и не смогли приспособиться. Те, кто был больше привязан к советскому или антисоветскому образу жизни.

Ток-шоу как терапия

- Раньше художник или писатель шел работать кочегаром и занимался творчеством, даже не рассчитывая на признание...

- А много ли таких, кто, работая кочегаром, действительно стал художником или писателем? Единицы. Подавляющее большинство никем не стали.

- Как вы относитесь к тому, что на телевидении самый популярный жанр - ток-шоу?

- Ток-шоу пришли из Америки и распространились по всему миру. Это очень демократичный жанр, он дает возможность говорить о социальных проблемах. Так что мое отношение к ток-шоу положительное - другое дело, что у нас мало кто умеет их делать. Вот ток-шоу Владимира Познера - вполне успешное. На Пятом канале до реконструкции было шоу Даниила Коцюбинского - он тоже неплохо справлялся. Так что это сильно зависит от личности.

- И от темы, наверное, тоже. Разве не ужасно, когда люди звонят или приходят в студию и говорят: меня бросил муж, что мне делать?..

- Ну, вопрос отношений мужчины и женщины - один из основных в нашей жизни, это вопрос любви, поэтому я ничего против не имею. Считаю, что польза от этого есть. Может быть, человек, оказавшийся в сложной ситуации, послушает про другого человека и поймет, как ему поступить.

Зритель как цивилизованный покупатель

- Какие перспективы, на ваш взгляд, у нашего телевидения? Пытаются снимать новые телефильмы и сериалы, но ничего хорошего вроде не получается...

- Не совсем так. Я считаю, что сериал «Ликвидация» на канале «Россия» - огромная творческая удача московских коллег. Что до перспектив - многое зависит от цензурных условий, но очевидно, что телевидение будет развиваться в сторону «нишевости». Будет большое количество цифровых каналов, и каждый рассчитан на определенного потребителя. Кроме того, телевидение будет программируемым: каждый человек сам будет составлять расписание, что ему и когда смотреть.

- То есть зритель, щелкающий пультом в поисках того, за что глаз зацепится, уйдет в прошлое?

- Пожалуй. Он будет похож не на покупателя советских времен, бросающегося на любой дефицит, а на человека в большом универмаге, который спокойно идет и берет, что ему нужно. И каналы будут под зрителей подстраиваться.

- А не станет ли зритель, смотрящий только то, что ему интересно, по Козьме Пруткову, подобен флюсу? Он зациклится на своих сегодняшних интересах и пропустит что-то новое.

- Но другие-то источники информации останутся, и у человека будет возможность и себя, и свое телевидение перепрограммировать.

- А вы много смотрите телевизор - не по работе, а в качестве досуга?

- В последнее время смотрю меньше, потому что в тех жанрах, которые мне нравятся, ТВ стало хуже. Самым передовым телевидением - думаю, здесь я не оригинален - было НТВ в старом составе. Оно по разным причинам кончилось, и поэтому я его раньше смотрел, а теперь не смотрю. Я смотрю политические передачи на «Рен ТВ». Стараюсь не пропустить некоторые передачи Пятого канала, например ток-шоу «Прогресс» с Павлом Лобковым. Смотрю футбол, потому что я футбольный болельщик. Иногда смотрю ток-шоу «Апокриф» Виктора Ерофеева на канале «Культура» и политические передачи Виталия Третьякова. В общем, не могу сказать, что провожу много времени перед телевизором.

- Компьютером пользуетесь?

- Да, и очень много.

- Есть люди старшего поколения, которые даже не пытаются хорошо освоить компьютер и к тому же гордятся этим.

- Ко мне это не относится. Тем, кто так и не освоил, наверное, было не очень нужно. Гордиться тут нечем. Я не умею водить машину - и не чувствую, чтобы это было моим преимуществом (смеется).

- А взять и научиться?

- Думаю, слишком много времени на это потрачу. Времени жалко. Но лучше, конечно, уметь, чем не уметь.

- И последний вопрос. Лев Яковлевич, как вы относитесь к выражению «Петербург - культурная столица»?

- Это - дурацкий штамп. Петербург на самом деле - столица футбола, фигурного катания, рока и корюшки.

Досье

Родился 19 апреля 1950 года в Ленинграде. Окончил 30-ю школу, в 1973 году - экономический факультет ЛГУ (идти на истфак отсоветовал отец - в советское время по-человечески заниматься историей было невозможно). Работал экскурсоводом и научным сотрудником в Музее истории Ленинграда (ныне - Музей истории Санкт-Петербурга).
В 1989 году основал первую в новой России Петербургскую классическую гимназию (школа № 610), где и сейчас преподает историю.
Кандидат исторических наук; автор более ста научных статей по русской истории XIX - начала XX века, нескольких книг по истории Петербурга.
С 1995-го пишущий журналист. Публиковался в журналах «Сеанс», «Пчела», «Pulse», «Карьера-Капитал», «Календарь» (ныне «TimeOut Петербург»), газете «Коммерсантъ». В 2002 году основывает и редактирует журнал «Квартальный надзиратель» (приложение к журналу «Собака.ру»).
С 1991 года - тележурналист. Автор телевизионных художественно-документальных фильмов и передач «История одного события» (автор сценария), «Преступление в стиле модерн» (автор сценария и ведущий), «Булат и Злато», «Культурный слой» (автор сценария и ведущий), «1956 год. Середина века» (автор проекта), «Точки перелома» (автор сценария и ведущий совместно с Екатериной Деготь), «Ленинградский фронт» (автор сценария совместно с Леонидом Маляровым), «Яблочко», «Сергей Довлатов».
С 2000 года ведет передачи на радио «Эхо Петербурга».
Трижды лауреат премии «Золотое перо», дважды обладатель главного приза конкурса «СеЗаМ».
С 2006 года - директор дирекции документального вещания ТРК «Петербург - Пятый канал».
Женат, двое детей.

Беседовала Татьяна КИРИЛЛИНА

Фото предоставлено Пятым каналом

↑ Наверх