Газета выходит с октября 1917 года Saturday 6 июля 2024

«Злой разбойник Бармалей» служил в петербургской полиции

Бармалеева улица вызывает у всякого человека ассоциацию со знаменитым сказочным персонажем. Между тем название ее появилось задолго до 1926 года, когда в издательстве «Радуга» впервые была опубликована стихотворная сказка Корнея Чуковского. А точнее, как минимум за сто двадцать восемь лет, поскольку впервые под таким названием она обозначена на плане 1798 года.

Но самое удивительное, что образ героя этой сказки (или антигероя?) родился именно здесь, на Бармалеевой улице, когда по ней гуляли Корней Чуковский и художник Мстислав Добужинский. Историю эту описал в «Записках старого петербуржца» Лев Успенский. Корней Иванович пытался объяснить Мстиславу Валериановичу, что оригинальное название связано с неким англичанином Бромлеем, жившим на этой улице в XVIII веке. Мол, фамилия его со временем исказилась, и выходца с берегов туманного Альбиона прозвали на русский манер - Бармалеевым.

Версия эта достаточно известна. Но художник остался недоволен таким прозаическим объяснением. Творческое воображение быстро подсказало ему образ злого дядьки, которым можно пугать непослушных детей. Огромный, усатый, с кривым ножом и пистолетом за поясом - в общем, «кровожадный, беспощадный, злой разбойник Бармалей». Вскоре после этого разговора Чуковский написал ставшую знаменитой сказку.

Злого Бармалея рисовали многие, а хрестоматийный образ африканского людоеда создал Владимир Конашевич.

Ну а уж после того как сказка разошлась по стране миллионными тиражами, люди, приезжающие в город на невских берегах, увидев Бармалееву улицу, непременно спрашивают, не на ней ли жил Бармалей.

Именно на ней. Поселился в середине XVIII века в небольшом деревянном домике. Но не Бармалей, а Бармалеев Андрей Иванович. Главный полиции прапорщик.

Как удалось выяснить исследовательнице Петербурга Ларисе Бройтман, жил он тут в своем доме вместе с супругою Агриппиной Ивановной и детьми Василием, Иваном и Анисьей. В исповедной росписи церкви святого Матвея, к которой практически выходила улица, иногда в XVIII веке именовавшаяся Передней Матвеевской, упомянут другой сын Андрея Ивановича - Тихон. Скорее всего название Бармалеевой закрепилось за улицей в ту пору, когда домом владел уже вахмистр Тихон Бармалеев.

Там, где жили Бармалеевы, ныне стоит дом № 5, построенный в начале ХХ столетия по проекту Германа Гримма. Архитектор Гримм - однофамилец знаменитых сказочников, но совпадение - то, что он  поставил дом на месте, где жил Бармалеев, поспособствовавший благодаря необычной фамилии созданию еще одного образа сказочного героя, - весьма символично!

Откуда же взялась столь необычная фамилия? В «Толковом словаре живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля есть глагол «бармолить», то есть «бормотать, картавить, шепелявить, говорить невнятно». Человек с невнятной дикцией вполне мог получить прозвище «Бармолей», а в силу того, что в XVIII столетии безударная «о» часто превращалась в «а», и фамилия его могла писаться «Бармалеев».

Бармалеевы жили на Городском острове в первой половине XIX века - это зафиксировано в адресных книгах. Потом, когда они отсюда уехали, их фамилия забылась, оттого в 1920-х и смогли пофантазировать, на радость детишкам, Мстислав Добужинский и Корней Чуковский.

↑ Наверх