Газета выходит с октября 1917 года Sunday 28 июля 2024

Его называют абсолютной духовной ценностью России

Композитору Исааку Шварцу исполнилось 85 лет. На юбилейном концерте побывала корреспондент «ВП»

Исаак Иосифович весь трехчасовой концерт просидел на краешке стула, то улыбаясь, то уходя глубоко в себя и, казалось, не замечая обращенных на него из зала любопытных взглядов. Мне хотелось спросить, о чем же думал 85-летний Мастер, слушая музыку своего балета «Накануне», написанную еще в прошлом веке, действительно накануне творческого взлета длиною в жизнь. О чем он думал, когда либреттист этого балета Александр Белинский подчеркнул, что юбилей друга празднуется на сцене, которая в свое время не оценила его как композитора. И так хотелось узнать, о чем думал кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» 4-й степени, слушая свой концерт для оркестра «Желтые звезды», - о жизни узников гетто? Быть может, он вспоминал своего отца, которого за «антисоветские разговоры» приговорили к пяти годам лишения свободы, а его самого как «сына врага народа» сослали в 37-м году во Фрунзе?

Удивим геронтологов!

Несмотря на то что 11 июня в Большом зале Филармонии везде были только свои (и на сцене, и в зале, и в ложе, и за кулисами случайных людей не было), Исаак Шварц был как будто и не с нами. Когда-то Владимир Мотыль сказал, что Шварц «обладает замечательным умением не иллюстрировать события на экране, а лирически осмысливать их в музыке». На юбилейном концерте создавалось ощущение, что Шварц как раз в этом лирическом осмыслении происходящего и находится не то что не в зале, а вообще на другой планете! Исаак Иосифович немного оттаял душой и «вернулся обратно» только во втором отделении, после показа фильма, в котором лучшие друзья композитора, режиссеры и актеры, признались ему в глубоком почтении и любви.

Сергей Соловьев сознался, что Шварц вот уже 30 лет в шутку зовет его сынком, но ему всерьез хочется быть похожим на «папу»; назвал Шварца «энергетической станцией, вырабатывающей только музыку и любовь». Улыбка с такими добрыми морщинками у глаз просто озарила лицо Исаака Иосифовича, когда Сергей Соловьев пригласил «нежного друга» на свое 85-летие и предложил тем самым удивить геронтологов.

Эльдар Рязанов, цитируя Сергея Эйзенштейна, убедил весь зал в том, что Исаак Шварц еще молодой и «у него еще все спереди». Владимир Спиваков рассказал о турне Национального филармонического оркестра России по городам Европы, о концерте для немецких слушателей, в котором прозвучали «Желтые звезды», после которых публика плакала.

Сергей Михалков признался, что Шварц своей музыкой спас огромное количество фильмов, и добавил, что любое искусство пытается быть похожим на музыку: и живопись, и поэзия, и литература. А Шварц занимается как раз тем, к чему все стремятся: к мелодичности, гармоничности и симфоничности жизни. А Людмила Гурченко, замыкая круг поздравляющих, рассказала о том, как влюбилась в Исаака Иосифовича, снимаясь в фильме «Рабочий поселок».

Буду надеяться, что это не в последний раз

Исаак Шварц, завершая юбилейный концерт, признал 85-летие печальной датой. Еще печальнее были его слова - как эхо вступительной речи Александра Белинского: «Я никогда не думал, что мне удастся прозвучать здесь, в этом священном зале, с которого я начинал свои первые музыкальные шаги. В 12 лет я играл здесь на рояле первую часть концерта Шопена на конкурсе юных музыкантов. Потом здесь игрались мои сочинения много раз, а потом все прервалось на много лет. И наконец сегодня я имею честь и счастье здесь слушать свою музыку. Буду надеяться, что это не в последний раз».

Недавно Шварц стал лауреатом премии правительства Санкт-Петербурга «За сюиту симфонического оркестра «Мелодии белой ночи» (1976 г.) и концерт для оркестра «Желтые звезды» (2000 г.)».

Шварц посвятил свой концерт памяти шведского дипломата Рауля Валленберга, в годы Второй мировой войны спасшего от смерти десятки тысяч евреев. В концерте нет образа зла, но дыхание смерти прочувствовали все в зале. Этот страх смерти композитор передал парадоксально - через теплые, земные человеческие краски.

Таким своего рода спасителем, для которого даже ночь - белая, стал для нас в свой юбилейный концерт и Исаак Шварц, которого Геннадий Гладков очень точно назвал «абсолютной духовной ценностью России».

Антонина РОСТОВСКАЯ, фото автора

↑ Наверх