Газета выходит с октября 1917 года Sunday 19 января 2025

Петрушке места нет на нашем балагане

Вопреки указаниям властей садоводов-огородников по-прежнему не пускают на рынки

Сжалилась матушка-природа над ослабленным за длинную зиму организмом горожанина - пошли в рост на грядках и в парниках первые витамины. Хочется пойти на рынок, прикупить свежей зелени и овощей. Однако на рынках по сию пору правят бал оптовики с завезенными из дальних краев «дарами природы», а местный производитель, вырастивший своими руками абсолютно чистую, без химии, вполне съедобную продукцию, вновь вынужден торговать где придется - возле метро, в пешеходных переходах да на подступах к тем же рынкам. Почему же из года в год, невзирая на принимаемые властями меры, мы видим одну и ту же картину? Задавшись целью получить ответ на этот мучающий горожан вопрос, вечёркинцы отправились на рынки.

За день торговли - сорок пучков петрушки

Возле станции метро «Удельная» - привычная взору картина. Бабули торгуют петрушкой, укропом и тому подобной редиской в лучшем случае на картонных коробках, в худшем - на бесплатных газетках, разложенных поверх заплеванного асфальта. Пару лет назад в здешних местах случилась вдруг министерская проверка, и не кто-нибудь, а сам господин Митволь повелел незаконную торговлю свернуть, блошиный рынок прикрыть и порядок навести. Навели, нечего сказать.

- Почем петрушка?

- Десять рублей, сынок.

- Что же вы в грязи топчетесь, на рынок торговать не идете?

- Грязи тут вроде не видно, а на рынке денег просят.

- Сколько?

- Четыреста рублей в день. А у меня торговлишка так себе. Это мне всю петрушку с участка продать надо, чтобы только свое место на рынке оплатить. Вон эти, кто много возит - ящиками да мешками, они платят, у них деньги есть. Мне откуда взять?

- А вы разве не знаете, что для вас на рынках специально бесплатные места отведены?

- Ты смеешься надо мной, что ли? Какие бесплатные места?!

Аналогичные диалоги произошли у нас возле станции метро «Звездная», на подступах к постепенно исчезающему Выборгскому рынку и на Сенной площади.

В прошлом году тоже были такие разговоры с торговцами. И в позапрошлом тоже. Торговать готовы по всем правилам, обещают накормить горожан до отвала свежим продуктом, а на рынок им хода нет. Там - оптовики с невесть где и как выращенной продукцией. Довелось видеть, как на задворках Выборгского рынка сортируют прибывший товар: гниль течет, запах, как после газовой атаки. Словно отходы в свинарник привезли... В многочисленных сетевых магазинах товар намного более презентабельный, качественный, но опять-таки - в основном привозной. Встречаются морковь и картофель из сельхозпредприятий Ленобласти, а вот частника, мелкого фермера, садовода-огородника здесь опять-таки не жалуют. У него масштабы не те. И обороты капитала - тоже.

Где же те прилавки, на которых могут торговать бабушки своими чесноком и огурцами? Где те уникальные архитектурные конструкции возле магазинов шаговой доступности, трансформирующиеся в сезон в зеленые рынки?

Яблочный рэкет

Всю «политэкономию» открыл нам крестьянин из деревни Разметелево, что находится на Мурманской трассе. Там, в Разметелеве, выращивают уникальные по своим вкусовым качествам яблоки. И картофель там отличный - разваристый, вкусный. Хозяйства солидные, не какие-нибудь шесть соток. Яблоки, например, выращивают в таких объемах, что даже при активной торговле возле трассы их хватает до следующего урожая. Ведро яблок - 250 рублей. В ведре около четырех кило.

Попробовали на вкус, расплатились, разговорились.

- Вы почему в город такой чудо-продукт не везете, почему петербуржцев игнорируете?

- А зачем везти?

- Так в городе у вас бы очередь выстроилась - и нам хорошо, и вам.

- Да не, нам и тут неплохо...

Оказалось, что невыгодно крестьянам в Петербург ездить, четыре сотни за день торговли платить. Вот возле трассы и сидят... Нет, не бесплатно - отдают по тысяче рублей в неделю неким господам, которые трассу контролируют. Мы-то уж думали, рэкет давно стал достоянием постперестроечной истории, а он - вот тут, под боком, процветает. А в городе за семь дней торговли надо выложить 2800 рублей да еще найти рынок, на который оптовики пустят крестьянина. Вы обратили внимание? Цена на местные яблоки точно такая же, что и на привозные, при том, что у разметелевского продукта вкус яблочный, а у привозного больше похож на траву. Мы потом специально устраивали дегустацию, раздав яблоки на пробу изголодавшимся на эрзац-продуктах петербуржцам, - все пребывали в искреннем восторге и любопытствовали, где раздобыли.

Так у кого, спрашивается, фрукты покупать станут, появись мест-ный крестьянин на рынке?

Оптовики и сетевики по-прежнему держат монополию на фруктово-овощном рынке Санкт-Петербурга и конкурента, который смог бы подорвать эту монополию и обеспечить горожан действительно качественным продуктом, не допускают к прилавкам всеми правдами и неправдами. Чаще - неправдами. Вымогательство процветает, и, если этого не замечать, все разговоры о конкурентном рынке сельхозтоваров и преференциях местным производителям останутся просто благими пожеланиями. А нам с вами останется вкушать эрзац-продукт или ездить за качественными и полезными «дарами природы» за десятки верст.

Интервью в тему

Алексей СЕРГЕЕВ, председатель комитета экономического развития, промышленной политики и торговли:

Возврата к ящичной торговле не будет

- Господин Сергеев, скажите, пожалуйста, сколько сегодня сельскохозяйственных рынков осталось в Санкт-Петербурге?

- В городе всего 23 рынка, из них 16 - сельскохозяйственные. Они никуда не исчезали, в последние годы цифра остается неизменной. На этих
сельскохозяйственных рынках все управляющие компании предоставляют десять процентов мест абсолютно бесплатно для наших уважаемых садоводов, которые готовы реализовать излишки сельхозпродукции. Кроме этого, мы традиционно организовывали и будем организовывать в этом году ярмарки выходного дня, будем делать временные овощные и плодоовощные базары для того, чтобы продукция оперативно доходила до населения. Организацией подобных ярмарок занимается администрация районов.

- Вы говорите о десяти процентах бесплатных мест, однако бабушки с петрушкой и крестьяне с яблоками жалуются, что с них по-прежнему требуют 400 рублей ежедневно за торговлю на рынке. Как быть?

- Дайте мне конкретные обращения тех, у кого потребовали на рынке 400 рублей, и, поверьте, мы очень быстро решим этот вопрос.

- Если я вас правильно понял, все гонимые с рынка садоводы могут обращаться с жалобами в КЭРППиТ?

- Да, потому что бесплатные места забронированы. Конечно, они могут быть не в зале, а на специально оборудованной территории, но это даже удобнее. Мы обязательно поддержим садоводов, пусть они к нам обращаются с конкретными фактами.

- То, что ряд рынков перепрофилировались в торговые центры, как-то отразится на ценах сельхозпродукции нового урожая?

- Мы не только не хотим сокращать число сель-скохозяйственных рынков, а наоборот - сейчас разрабатывается программа увеличения количества сельхозрынков, и чем их будет больше, тем будет больше конкуренция, а соответственно, и ниже цена.

- А что стало с пилотным проектом магазина шаговой доступности, который презентовали в 2005 году? К нему были пристроены специальные крылья-навесы для торговли зеленью с личного подворья, но до сих пор ни одного магазина подобного формата не построено...

- Я с этим проектом не знаком, потому что в 2005 году работал главой администрации Калининского района. Но еще раз повторю, что мы сейчас делаем все максимально возможное для того, чтобы увеличить количество островков для торговли сельхозпродукцией. Но все это должно быть организованно и цивилизованно.

Возврата к ящичной торговле, к временам, когда на тротуарах стояли ящики, а на них была разложена картошка, не будет. Этого, думаю, не хотят и жители Петербурга. Мы - за развитие этого сектора торговли, но - за цивилизованное развитие.

 Телефон горячей линии

КЭРППиТ по проблемам малого предпринимательства 740-59-00.

 Телефон горячей линии

КЭРППиТ по проблемным вопросам развития предпринимательства 331-57-15.

Подготовил Леонид ЕВОЧКИН, фото Натальи ЧАЙКИ

↑ Наверх