Всегда в «десятку»
Метеорологи Пулкова ЧП не допускают
Осенью службе авиационного метеорологического обеспечения Петербургского (а ранее - Ленинградского) аэропорта Пулково исполнится ни много ни мало - 75 лет. За все это время нога журналиста ни разу не ступала в святая святых, где готовится прогноз погоды для гражданской авиации. Оно и понятно: территория - режимная, работа у «летных» метеорологов - ответственная. Не зря же летчики говорят, что авиация без точного метеопрогноза - что человек без головы! Вчера случилось невероятное: городскую прессу допустили-таки на объекты Пулковского авиаметеоцентра (АМЦ).
Цветы прогнозу помогают
Самое первое впечатление - тесно. Кабинеты у метеорологов - небольшие, сплошь забиты компьютерами и тому подобной сложной техникой. Но для работы, говорят, удобно. Кругом - цветы. Самые разные. От банального кактуса до неведомого экзотического растения, едва не упирающегося верхушкой в потолок. Цветы - для антуража и украшения жизненного пространства - все-таки смена метеоролога продолжается половину суток. Часы... С часами вышел прокол невероятный! Одни показывают нормальное питерское время, стрелки других то ли плетутся позади, то ли опережают на совсем неприличное количество часов. Как развеселились штурманы, ожидающие брифинга у метеорологов, когда ваш покорный слуга попробовал было пристыдить авиаторов, указав на неполадки со временем! Когда метеоролог заступает на смену, питерское время остается дома, на работе он трудится по Гринвичу - вот и вся разгадка.
Как работает вся сложная система авиаметеоцентра? Для того чтобы составить прогноз, Пулково получает информацию из Росгидромета, Всемирного центра зональных прогнозов, Венского и Брюссельского банков авиационных и метеорологических данных, с искусственных спутников Земли, метеорологических станций и радиолокаторов. Весь этот невероятный объем сведений суммируется в мозгах компьютера, и составляются трехчасовые и девятичасовые прогнозы: ведь именно такое время чаще всего продолжается полет.
В Пулкове есть свой суперсовременный немецкий метеорологический локатор, который смонтировали накануне саммита, - он контролирует облачность в радиусе 250 верст и дает картину сдвига ветра. Еще один локатор, правда советского производства, находится в Воейкове.
По словам начальника АМЦ Татьяны Омельченко, главное действующее лицо - синоптик-прогнозист, на него работают все остальные специалисты. Ошибется с прогнозом... Ну об этом лучше не думать. Если самолет идет на вынужденную посадку из-за неправильного прогноза погоды или вовремя не предупрежденный экипаж вынужден уводить машину на запасной аэродром, тут же все документы метеорологов опечатывают - и начинается проверка. Если самолет совершил аварийную посадку в ясную, тихую погоду, все равно проверяют метеорологов - не было ли каких природных явлений типа поверхностных электрических разрядов облаков, которые могли создать аварийную ситуацию.
- Работа такая - жизнь людей от нас во многом зависит, - сказала Татьяна Омельченко.
Банально, но это так.
Копнул - и всю погоду в аэропорту испортил
Впрочем, решение о выполнении полета принимает отнюдь не метеоролог, а командир экипажа. Для этого летчики перед рейсом отправляются на брифинг к метеорологам, где им докладывают полный прогноз. Как раз во время пресс-тура из комнаты брифингов вышел расстроенный экипаж - Красноярск по погодным условиям не принимает, придется рейс откладывать. Командир, как выяснилось, учитывает не только погодный факт, но и экономическую составляющую. Например, ему можно вести машину, но придется обойти грозовое облако. Считает, что дешевле: подождать на земле, пока непогода на определенном участке полета пройдет, или - лететь и «делать крюк».
Основной пункт наблюдения за погодой (ОПН) находится как раз на старте, возле взлетно-посадочной полосы. Тоже - компьютеры, мониторы... А рядом - древняя психометрическая будка с ртутным барометром образца 1945 года! Работает, между прочим. Это своего рода музей под открытым небом. И - страховка на всякий случай.
- И какой же это может быть случай? - спросил я у первого заместителя гендиректора аэропорта Николая Зленко.
- Например, сбой компьютеров, - ответил он.
Было такое: экскаваторщик где-то за территорией аэропорта зачерпнул как следует - порвал кабель, и сорок минут в ясную спокойную погоду Пулково вынуждено было работать по «запасному режиму».
Благодаря технической оснащенности и крепкому кадровому составу - в метеослужбе трудятся исключительно опытные специалисты - ЧП по погодным причинам (трижды постучим по столу, чтобы не сглазить!) в Пулкове не случались.
Хотя работать есть над чем: каким бы высоким ни был процент подтвержденных прогнозов в авиации, Россия по этому показателю находится на четвертом месте - после Японии, Англии и Германии. Но это - ненадолго. Грядет реконструкция аэропорта, а вместе с этим - и глобальное техническое усиление авиаметеоцентра.
Светлана БЫКОВА, директор Северо-Западного филиала метеоагентства Росгидромета: «Благодаря самому современному метеорологическому оснащению аэропорт Пулково стал всепогодным. Таких в России еще два: Домодедово и Шереметьево. А на всем Северо-Западе России создана служба, соответствующая международному уровню обслуживания полетов, - ее смело можно назвать брендом России на мировом рынке авиаметеообеспечения».
В авиационном метеорологическом центре «Пулково» работают 52 сотрудника. В течение 2007 года было составлено 4463 девятичасовых прогноза погоды и 17 279 прогнозов на посадку самолета. Прогнозы погоды оправдались по аэродрому на 92,7%, по маршрутам и районам полетов - на 98,4%. Опасные явления погоды прогнозировались с вероятностью 98,9 процента. Согласно международным стандартам нормальной считается работа при подтверждении прогнозов на 80%.
Николай АЛЕКСАНДРОВ
Фото автора
Важно: Правила перепоста материалов