Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 30 июля 2024

Ирма Ниорадзе:

Счастье — это завтрашний день

В семь лет Ирма Ниорадзе пришла в музыкальную школу на конкурс. Уже тогда каждый, кто хоть раз слышал пение Ирмы, девочки из поющей грузинской семьи, испытывал восхищение. Но после прослушивания Ирме сказали, что у нее нет слуха. В тот день девочка проглотила слезы и пообещала про себя: «Я вам докажу!»

Сейчас заслуженной артистке России, кавалеру ордена «За заслуги перед Грузией» и лауреату Государственной премии Грузии уже никому ничего доказывать не приходится: Ирма Ниорадзе добилась и уважения, и признания. Как сказала балерина, она просто не любит видеть перед собой горы: она их раздвигает, и это у нее получается.

Римские каникулы

- Ирма, вы недавно вернулись из Рима. Как давно вы работаете в Италии?

- С Римским театром оперы и балета я сотрудничаю четвертый год. Такие у меня своеобразные римские каникулы, хотя отдыхать там невозможно. У меня очень напряженный график. В 10 часов утра вхожу в балетный зал и выхожу оттуда в 10 вечера. Каждый день репетиции, потом генеральный прогон. Но тем не менее Рим для меня - новое дыхание. Я получаю вдохновение от того, что могу показать там уровень русского балета, уровень Мариинского театра.

В Риме поставлен балет «Корсар», и на главную роль Медоры приглашена я. Эту партию я танцую очень давно, с 1993 года. Именно Медора была первой моей партией на сцене Мариинского театра.

Меня к этому спектаклю в Мариинке готовила Ольга Николаевна Моисеева, за что я ей очень благодарна. Был большой успех. Когда я вернулась из театра - сидела с цветами, прокручивала в голове спектакль, мне, увы, не с кем было поделиться успехом. Я была счастлива, но я была одна, и не в роскошной квартире, а в шестиметровой комнате в общежитии Мариинского театра. А когда я танцевала этот спектакль на сцене Римского театра оперы и балета - со мной были мой ребенок, мой супруг, мои поклонники из разных стран. Вот как все изменилось с 93-го года...

- Вы часто говорите, что вам пришлось много пережить в Петербурге, чтобы Мариинский вас принял. Тогда для девушки из Тбилиси была необходима петербургская школа: такие нюансы, как ракурс поворота кисти, например, играли большую роль. Как вас приняли поначалу в Риме?

- Да, когда я приехала в Петербург, первые три года занималась только учебой, совершенствовалась, хотя приехала туда, уже будучи лауреатом международного конкурса в Америке! Тогда ведь были и другие соблазнительные творческие предложения, на которые я махнула рукой, ответив, что мне нужна сцена, которая является первой в мире.

А когда Андрис Лиепа восстанавливал четыре года назад балеты «Жар-птица», «Шехеразаду», «Петрушку», меня пригласили в Рим. Я сошла с самолета, взяла балетные вещи и сразу пошла в зал. Хотя балерине положено отдохнуть после перелета хотя бы семь-восемь часов, чтобы ноги отошли. Но контракт есть контракт.

И когда я пошла репетировать, на полу сцены сидела вся труппа и ждала меня. Началась репетиция: увертюра, вступление, и когда я закончила первую вариацию - вся труппа зааплодировала! Мне так было приятно! Эта вариация длилась, по-моему, полторы минуты, и за эти полторы минуты меня приняли! Когда я приезжаю теперь в Рим, я приезжаю как к себе. Я люблю Италию, итальянцев!

Когда душа хочет танцевать, а тело может

- Вспомните ваши первые ощущения на сцене. Вы ведь обратились к балету рано?

- У нас очень музыкальная семья, когда родители или тети за столом пели, у меня ноги всегда танцевали. В балет я пришла в девять лет. А до этого я ходила в кружок народных танцев. Педагог хвалил меня и предложил маме отдать меня в балет: «У девочки красивые ноги, координация хорошая и подъем красивый».

А моя старшая сестра тогда ходила в балетное училище. И когда я посетила ее выпускной вечер и потом сходила на балет в театр - мне так захотелось закружиться! Я вышла на сцену, начала кружиться, мне очень понравилось танцевать на пальцах, я ведь становилась выше!

- Вы бы хотели, чтобы сын пошел по вашим стопам?

- Я бы не хотела. По одной причине: у танцоров карьера заканчивается очень рано. Когда душа хочет танцевать, а тело уже не может, это очень грустно. И трудностей, через которые я прошла, я бы не пожелала моему сыну. Хотя в каждой профессии свои трудности!

Каждый день начинаю с «Отче наш»

- Балет, сын, семья - это ваше счастье! Что еще?

- Завтрашний день. Не буду скрывать, что у меня каждый день начинается с того, что я читаю «Отче наш». Надо каждый раз благодарить бога за то, что он дарит светлое небо. Когда я была в Риме, у меня был десятиминутный перерыв, мне сварили кофе, и я с ужасом увидела новости из Китая. Какое было сильное землетрясение! Столько людей гибнет из-за каких-то катаклизмов...

А мой сын... Я - слабая мама, не могу на него накричать, сделать лишний раз замечание, хотя нужно. Каждый раз, когда я на него смотрю, хочу его обнять, я так давно его ждала. После рождения Илико я очень быстро вышла на сцену. И в первые мои гастроли, когда я улетела в Мексику, весь свой гонорар я спустила на телефон. Я хотела услышать хоть какие-то звуки, которые он произносил, я часами стояла у телефона и слушала его. Когда говорят, что искусство требует жертв, имеют в виду, наверное, такие жертвы. Я очень хотела вернуться скорее на сцену - и общения с ребенком мне не хватало. Очень хочу, чтобы моему сыну везло, чтобы ему попадались добрые люди в жизни.

- А в вашей жизни какие добрые люди встретились?

- Я бесконечно благодарна своей семье, родителям за свою судьбу. Мой дедушка снабжал продуктами питания людей через Ладожское озеро. Это был героический поступок. Наверное, такая семья - с положительным, позитивным отношением к жизни - это очень важно. После родителей - мои педагоги. Это те же родители!

Наталья Викторовна Золотова, ее нет уже в живых. Она ездила со мной на конкурс в Америку. Она внушила мне, что я - первая, и я действительно стала лауреатом. Хотя у нее в то время сердце болело, она нуждалась в операции. Можно сказать, что тогда я родилась заново. Она моя вторая мама.

Вахтанг Михайлович Чабукиани... Я у него училась два года и счастлива, что этот великий мастер мужского танца внес определенную лепту в мое творчество. Это счастье, что я еще успела у него поучиться. А сейчас я работаю с Нинелью Александровной Кургапкиной, которая каждый день мне не дает спуску! Она очень строгий педагог. Несмотря на то что я уже мать и мне не 15 лет, я все равно ее слушаю, потому что обязана слушать таких мастеров, как она.

Я всегда говорю, что у меня две жизни - балетная и реальная, то есть моя семья.  я встретилась в Петербурге со своим супругом и мы здесь обвенчались - я и за это благодарна судьбе.

- Уже совсем скоро ваш бенефис в Петербурге...

- Да, 22 июня на сцене Александринского театра. Никогда еще там не выступала. Я уже давно хотела сделать такой подарок моему любимому городу, без которого не представляю свою жизнь. Куда бы я ни уехала, меня тянет сюда. Наш город я всегда называю красавицей, принцессой! 8 марта у меня родилась идея показать здесь балет, премьера которого и состоится 22 июня. Новый балет на музыку Балакирева «Тамар». А во втором акте - «Шехеразада». Я от всей души хочу пригласить на мой бенефис, который проводится при спонсорском участии ювелирной группы «Смоленские бриллианты», всех, кто любит балет.

Беседовала Антонина РОСТОВСКАЯ

↑ Наверх