Газета выходит с октября 1917 года Sunday 28 июля 2024

А мог бы получиться реальный Стивен Кинг

На экраны вышел фильм известного режиссера М. Найта Шьямалана о том, как природа начинает мстить человеку

Однажды утром в Централ-парке люди застыли как вкопанные, после чего послышались крики, кто-то упал, а одна девушка на наших глазах проткнула себе сонную артерию заколкой для волос. Далее со строительных лесов попрыгали рабочие, полицейский на посту неожиданно выстрелил себе в лоб. Правительство Соединенных Штатов объявляет о террористической атаке и советует всем сохранять спокойствие.

Школьный преподаватель биологии Эллиот Мур (Марк Уолберг) узнает об этой странной эпидемии, но его больше беспокоят дурно складывающиеся отношения с молодой женой Альмой (Зои Дешанель); тем более что в его родной Филадельфии пока все спокойно. Но ужас быстро подкатывает и сюда, охватывая постепенно всю страну; в итоге Эллиот с женой и дочкой коллеги, ставшего жертвой самоубийственной атаки, бежит куда-то вглубь страны, пытаясь понять, что за хрень поразила родную Америку и что поможет ему «выбраться из этого дерьма», как говорят в американском жанровом кино.

«Фильм, которого ждали» - любимый рекламный слоган современных российских кинопрокатчиков на сей раз вполне уместен: после того как М. Найт Шьямалан с треском провалил предыдущий проект («Девушка из воды»), все с интересом ждали реабилитации. Кажется, даже без особого злорадства - всем очевидно, что в киномире лучше со Шьямаланом, чем без него. Он умеет то, что мало кто в Голливуде умеет.

В частности, заставить поверить во что угодно и, завлекая чертовщиной, подвести под нее серьез. Вон как всех шарахнуло в 1999-м, когда довольно протяжный и размеренный фильм «Шестое чувство» сорвал кассу, которой не погнушался бы и Стивен Спилберг. «Глядите, - сказал Шьямалан, - чего бывает. Глядите лучше». Мы плохо глядели и в конце обламывались, потому что все оказывалось не тем, чем казалось.

Нет, Шьямалан, пусть и вырос в Пенсильвании, человек не американский, носитель иной культуры в Голливуде - тем и был интересен. Там, где приходилось по воле продюсера давать фирменный голливудский стиль, он создавал в кадре еще что-то, делавшее его фильм особенным на фоне прочего голливудского беспредела.
Загадка была всегда - не фактическая (когда в конце все опять оборачивалось чем-то другим), а метафизическая. Шутников, любящих обозначать закономерности роста голливудских режиссеров, просили не беспокоиться. Но вот и они дошутились.

Фильм «Явление» предполагает приблизительно такой уровень разговора, как в анекдоте про фильм «Знаки»: на поле перед домом главного героя появляются таинственные круги. Думали - инопланетяне, а оказалось, какой-то придурок по ночам катается на газонокосилке. То есть человек с нами беседует всерьез, а впечатление такое, будто держит за идиотов.

Большую часть фильма, в котором речь идет о серьезных, в общем-то, вещах - в частности, о том, как затраханная природа ополчилась на человечество и стала его убивать, - в зале стоит хохот. Мог бы получиться реальный Стивен Кинг, между прочим, - если бы кто-то поработал над характерами и репликами. Герои ведут себя странно - не тогда, когда растения в очередной раз идут в атаку и парализуют своих противников, а вообще. Уолберг в роли школьного учителя - это удивительно, но еще удивительней - преподаватель математики Джон Легуизамо, весь из себя кудрявый. Жена главного героя все время ведет телефонные разговоры с неким Джоуи, с которым она однажды выпила кофе и теперь считает себя нарушительницей супружеской верности. Сам герой терзается рефлексиями, что не мешает ему буквально за три секунды посреди чистого поля разгадать загадку происходящего, над которой бьются лучшие умы США. В кульминационный момент они вообще выходят навстречу друг другу, чтобы умереть вместе (диалог перед этим ведется соответствующий) - правда, тут атака «зеленых» внезапно сходит на нет и все живы. Потом взбесятся растения в Париже, но это уже другая история. Если дальше так пойдет, то Шьямалан снимет и про это.

Инга БЕРГМАН

↑ Наверх