Наталья ВОРОБЬЕВА: Русский дух непобедим
Олимпийская мозаика. 11 августа 2012 года. Пятнадцатый день Олимпиады
Спортсменка, которая в 16 лет приехала на берега Невы из сибирского Тулуна, стала первой в нашей истории олимпийской чемпионкой по вольной борьбе после того, как в 2004 году эта дисциплина появилась на Играх в Афинах.
В эксклюзивном интервью корреспонденту «ВП» 21-летняя Наталья, которая доминировала в весовой категории до 72 килограммов, поведала о секретах женской борьбы, о том, как «драться» с мальчиками, но при этом оставаться на ковре «железной леди с лицом ангела».
— Наталья, вы завоевали первое российское золото в женской вольной борьбе. Что ощущает человек, который не просто получает медаль высшей пробы, а творит историю?
— Во-первых, я очень горжусь тем, что принесла России еще одно золото и, может быть, открыла для наших девчонок новые перспективы в вольной борьбе. Действительно, выигрывали прежде в этом виде либо японки, либо китаянки. Я доказала: русский дух непобедим — можно и нужно сражаться с азиатками на Олимпийских играх и одолевать их!
— Со стороны борьба у женщин выглядит не слишком привлекательно: спортсменки «корячатся», ноют от боли, падают на ковер. А что вы думаете в тот момент, когда ведете схватку?
— Я выхожу на ковер с мыслями не о победе, а о том, что надо показать свою борьбу, что я умею. А умею я многое. Я очень люблю разнообразие приемов и бросков. Ну а когда иду на тренировку, мотивирую себя какой-нибудь большой и долгой по реализации задачей. Тренировки — это лестница, по которой я шла к олимпийской медали.
— У вас довольно необычная история прихода в вольную борьбу. Вы начинали в маленьком сибирском поселке Тулун…
— Это город. Мне в школу надо было проходить через спортзал. Я и зашла с девчонками дружной компанией: посмотрели дипломы, медали и кубки. Подошел тренер, поинтересовался, не хотим ли заняться борьбой. Мы такие: «Да, почему нет?» — надо же было девочкам чем-то заниматься. И пришли через неделю — у всех были какие-то занятия, кто-то бегал, кто-то прыгал. Через полгода в зале только я осталась. Затем я начала бороться вместе с мальчиками, на одних турнирах. Потом мама отпустила меня в Ангарск — там проводилось первенство области, которое я выиграла. И дальше пошло по накатанной.
— Какова была реакция мальчишек, которых вы укладывали на лопатки?
— Мальчики сильно обижались. И некоторые из них, проиграв мне, бросали борьбу. Поэтому тренеры запретили мне дальше бороться с юношами на одних соревнованиях.
— Верили в финале, что «дожмете» соперницу из Болгарии Станку Златеву?
— Да. Почему-то была в этом уверена. Очень жестко начался первый период — и волосы полетели, и все остальное — захваты, захваты... Во втором периоде тренеры успокоили, попросили вести себя спокойно, неагрессивно. И я начала «раскрывать» ее, «раскрывать» — и поймала свое движение.
— Про тренера российских дзюдоистов Эцио Гамбу легенды борцовские ходят. Он в порыве злости может пригрозить спортсмену: «Задушу тебя, задушу». Что говорит в такой момент Юрий Шахмурадов?
— Думаю, если бы Юрий Ованесович пришел в сборную раньше, наши девушки в вольной борьбе медалей завоевали бы больше. И достоинством выше. Он очень влился в наш коллектив за эти три-четыре месяца, команда стала дружнее, сплоченнее. Тренерам своим я очень благодарна: они помогали мне, даже когда я капризничала, ругали меня.
— Капризничали на ковре? И такое случается в женской борьбе, среди «железных леди»?
— Все мы люди. Тем более девочки. У нас свои капризы. И тренерам в этом отношении тяжело. Если на ребят они могут наорать и те опустят голову и будут слушать, то девочки — нет, они начнут капризничать и доказывать что-то свое. Но мы с наставниками все равно находим общий язык.
— А обсуждают ли соперницы перед поединком, кто из них как накрасился или прическу уложил?
— Хотя вольная борьба — грубый вид спорта, но девушки все равно следят за собой: каждый вечер ногти себе перекрашивают, заплетают косички на тренировках. И это не простые косы — настоящие «хэйр-стайловские» эксперименты: через восемь плетей, с резинками, заколочками.
— Олимпиада закончилась. Что дальше? Собираетесь окончить Университет аэрокосмического приборостроения и строить приборы для космоса?
— Нет, учусь на экономическом факультете и буду заканчивать его по специальности «реклама». Если у меня будет получаться, то порадую людей своей рекламной деятельностью. Но сначала — отдых: батарейки сели. А лучший отпуск для человека, по-моему — море и солнце.
Евгения КАНАЕВА: Я не идеальный человек
Двукратная олимпийская чемпионка не думает о конкуренции.
В минувшую субботу в Лондоне на россиян полил «золотой дождь»: наши атлеты взяли аж пять медалей высшей пробы. Одну из них — в многоборье в художественной гимнастике, где за две позиции в отечественной сборной до последнего сражались три гимнастки и где Евгения КАНАЕВА стала первой в истории этого вида спорта двукратной олимпийской чемпионкой. С Евгенией в «Russia. Park» пообщался корреспондент «ВП».
— Четыре года назад вы смущенно принимали поздравления с победой, а на этот раз — как королева. Какое золото выиграть было тяжелее?
— Конечно, это — потому что я целый год готовилась к Олимпийским играм по программе сеньоров. К 2008 году я только два года выступала на взрослом уровне, а теперь приходилось постоянно держать себя в форме. Это очень тяжело. Я счастлива.
— Борьба за две путевки на Олимпиаду от России в этом виде получилась, как считают наши тренеры, намного напряженнее и жестче, чем сам олимпийский турнир. Сложно ли было эмоционально конкурировать с Дарьей Дмитриевой и Александрой Меркуловой?
— Для меня главная борьба — сама с собой. Я должна была сделать то, что я нарабатывала на тренировках. Я выступала, потому что мне это нравится, и не думала о конкуренции, ибо только болела за Дашу Дмитриеву, которая тоже хорошая гимнастка и достойна была выступления на Олимпиаде.
— Анастасия Давыдова, пятикратная олимпийская чемпионка по синхронному плаванию, призналась в Лондоне, что, выходя на очередную тренировку, убеждала себя в том, что готовится к своей первой Олимпиаде. Хотя сама тут же отказывалась в это верить. Наши «художницы» тоже приучили к победам не только весь мир, но и самих себя. Как вы изыскивали мотивацию для пути ко второму золоту, чтобы не расслабляться от успехов?
— Я очень люблю художественную гимнастику. Я не идеальный человек, бывает, плохо тренируюсь, но наставники тогда помогают преодолевать все сложности моего характера. А мотивирую я себя тем, что совершенствуюсь. Мне всегда нравилось, когда у меня с каждым днем что-то получалось лучше.
— Прежде олимпийские чемпионки по художественной гимнастике, получив золото, уходили с ковра. Хватит ли у вас запала продержаться еще один олимпийский цикл?
— Поживем — увидим. Сегодня я радуюсь тому, что у меня есть. Многое будет зависеть от здоровья, от желания.
Эти человечки пойдут с молотка
Именно таких забавных человечков еще можно видеть в центре Лондона.
Установили их к Олимпиаде. Это фигурки талисманов летних Игр — Вэнлока и Мэндвилля. «Пришельцы», как их зачастую называют здесь, символизируют и выражают собой частичку олимпийского духа англичан. Раскрашены вручную.
Туристы охотно фотографируются. И не только туристы. Возле этого, в забавной шляпе, поблизости от Французского национального дома, который расположен на отделанной стеклом огромной барже, стоящей на берегу Темзы, чуть ли не вся олимпийская сборная «трехцветных».
Свое название фигурки, а их в центре Лондона примерно 80 штук, получили от местности Мач-Вэнлок, где зарождалось олимпийское движение Британии. Огоньки на головах у них символизируют огни лондонских черных такси, форма головы повторяет форму крыши Олимпийского стадиона, а глаз — не что иное, как объектив камеры, которая фиксирует происходящее вокруг. Три выступа на макушке — это места пьедестала почета, на котором спортсмены получают медали, а браслеты на запястьях пяти цветов олимпийских колец символизируют узы дружбы.
В минувшую пятницу было объявлено, что эти 80 Вэнлоков и Мэндвиллей пойдут с молотка. И тот, в виде бифиттера («пожирателя мяса» — привратника в крепости Тауэр), стоящий возле Тауэрского моста, и другие. Их можно приобрести в собственность — мэр Борис Джонсон объявил аукцион, чтобы собрать деньги в благотворительный фонд для компенсации затрат на Игры и на борьбу с детской нищетой в столице.
Что интересно, в качестве одного из лотов на аукционе представлен настоящий олимпийский факел, расписанный знаменитым велогонщиком Брэдли Уиггинсом. Начальная цена — 5 тысяч фунтов.
Лондон — Санкт-Петербург
Notice: Undefined offset: 0 in /var/www/vhosts/vppress.ru/application/modules/default/views/helpers/Author.php on line 37
Фото: Коваленко Юрий
Метки: Олимпиада Награды Из первых рук Международное
Важно: Правила перепоста материалов