Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 26 ноября 2024

Валерий Сюткин: Наша популярность держится на сарафанном радио

В биографии, написанной им самим, Валерий Сюткин в графе «Образование» написал: «Прослушивание грампластинок и работа над собой на основе услышанного». На самом деле музыкальное образование у него есть - окончил Кировское музыкальное училище по дирижерско-хоровому классу.

Встретился Валерий с корреспондентом «ВП» перед концертом, посвященным 25-летию группы «Браво». По такому случаю бывший фронтмен вышел на сцену БКЗ «Октябрьский» вместе со старыми товарищами.

Весело несем бревнышко

- Нынешний концерт посвящен 25-летию «Браво». А собственный юбилейный концерт делать собираетесь?

- Где-нибудь поближе к маю, когда будет очередной фестиваль «Черешневый лес» - я на нем уже который год выступаю. В рамках фестиваля проводятся концерты на открытом воздухе: в залах люди слушают классическую музыку, а в парке пятнадцать вечеров отдыхают под легкую. На самом деле играть танцы я люблю больше всего. Приятно, когда под твою музыку танцуют, особенно такие люди - Николай Цискаридзе, Галина Волчек, Гедиминас Таранда...

- А праздновать-то будете?

- Конечно, буду. Собственно, я уже начал. Недавно мы с моей любимой женщиной Виолой отмечали пятнадцать лет совместного плавания, поехали в самый романтический город мира - Париж.

- Сама по себе дата вас не пугает?

- Нет. Я не очень сильно изменился, но к пятидесяти годам усвоил две мудрые вещи. Первая: счастье - это удовольствие без раскаяния. Бывает, за удовольствие долго и неадекватно расплачиваешься. Поэтому я всегда думаю - что же будет потом. Второе - жить надо так, как Юрий Владимирович Никулин говорил: «Весело берем бревнышко и весело несем».

Дела эстрадные - не дела семейные

- Известно, что вы издали книгу своей дочери Виолы «Фантазии и поэзии». А какова судьба тиража?

- Тираж был небольшой, предназначался в основном для друзей и знакомых, но в Москве книга продавалась в магазинах. Я решил сделать такой подарок Барсику на десятилетие. Она в течение пяти лет старалась, писала эту книгу, и захотелось зафиксировать это удовольствие. Это настоящая книга, для оформления я пригласил художника на конкурсной основе. Надо было видеть ее глаза, когда я принес большую пачку книг домой. «Что это?» - «Твоя книга». - «Как - моя?» - «Ну, ты же ее писала - вот она!»

- Музыкой Виола занимается?

- В этом смысле я диктатор. Я сказал: «Ты должна окончить музыкальную школу. Можешь учиться хоть десять лет». Она и учится.

- А как успехи?

- Да ничего особенного. Но я и не хочу готовить кадры для шоу-бизнеса. Музыка, знаете ли, вскоре перестанет радовать людей. Вот вы скольких космонавтов знаете? Правильно, человек пять, может быть, и назовете, а дальше начнете путаться. Я руковожу  эстрадно-художественным отделением Московского открытого педагогического университета имени Шолохова и студентам своим объясняю: нам было легче, сейчас профессия музыканта совершенно по-другому воспринимается, она перестала быть уникальным занятием.

- Интересно, какое, по-вашему, для артиста главное «нельзя»?

- Нельзя думать о том, как ты выглядишь. Это убивает любого артиста. У него может быть прекрасный голос, и петь он может хорошо, но если при этом его заботит, в каком ракурсе он выгоднее смотрится, пиши пропало! Нельзя внешне копировать чью-то манеру: сейчас многие группы под «Led Zeppelin» играют, но от этого они «Led Zeppelin» не становятся. Я вот никогда не думал, как я выгляжу, просто играл, и все. Мне, понимаете, процесс нравится. А какой стороной лучше повернуться, не имеет значения, тем более что с годами характер все равно выходит на лицо  и его никак не скроешь (смеется).

- На современной эстраде кого-нибудь выделяете?

- Объективно - Земфиру. Тут не нужно быть выдающимся специалистом, чтобы понять - она свои песни не выдавливает из тюбика. Они у нее просто рождаются, и все. Вот исполнителем можно научиться быть, а сочинителем надо родиться.

О харизме и духе съезда

- Чтобы после большого перерыва выступить вместе с «Браво», долго пришлось репетировать?

- Да что вы! Мы с Женей  (Хавтаном. - Прим. ред.) просто поговорили, определили, кто откуда выходит, что за чем будем петь. Тексты я пока еще помню. Правда, Женя предложил одну песню, и я ему сказал, что слов не помню, хотя текст сам писал. Ну, ее все равно без меня споют.

- Вас, наверное, часто про Жанну Агузарову спрашивают...

- Часто, но ответить мне нечего. Я вижу ее примерно раз в пятилетку, и, кстати, по какой причине она не участвует в юбилейном концерте, понятия не имею. Мы очень мало знакомы, по сути  только здороваемся (и то не всегда - иногда она почему-то делает вид, что меня не узнает). Но как исполнительницу я ставлю ее очень высоко, она харизматичная личность. Ее или, например, Мика Джаггера даже язык не повернется назвать в прямом смысле вокалистами - просто они могут свою эмоцию до самого последнего ряда докинуть. А это не всем под силу, даже выдающимся музыкантам. Был я как-то на концерте Джо Кокера в Кремлевском дворце съездов. Представляете, что это за площадка: гигантская оркестровая яма, за ней - дух XXIV съезда и всех остальных съездов... И Джо Кокер взять этот зал не смог, я лично просто во время концерта стал засыпать. А потом слышал его на другой площадке, более камерной: абсолютно тот же набор песен - и совершенно другое впечатление!

Как зовут стилягу?

- Как вы попали в «Браво»?

- Почти случайно. Я в это время чуть не стал фронтменом другой группы - «Квартала», но не случилось. Группу «Браво» я, конечно, хорошо знал. Она мне, между прочим, нравилась и тогда, когда солистом был Женя Осин. А потом он ушел, и Женя Хавтан предложил: «Может, попоешь у нас?» Пришел в большой шляпе, с длинными волосами и тут же придумал песню про стилягу Васю. То есть поначалу стал сочинять про стилягу Эдика, но как-то... не нравилось мне. Стал думать, как бы героя назвать, кто-то крикнул: «Вася!» - и песня зазвучала. К тому же я, так сказать, в чемоданчике с собой принес песню «Я то, что надо». Вскоре нас пригласили на концерт в город Сумы. Женя говорит: «Нет, не поедем, что мы будем петь, у нас в репертуаре только три песни». Я говорю: «Так, а что вы пели раньше? «Желтые ботинки»? Да я их спою! «Чудесную страну»? Сейчас на мужской лад текст переиначу. «Добрый вечер, Москва»? Легко!» Так все старые песни «Браво» мы спели, кроме «Старого отеля» - эта песня уж очень женская. И в Сумах у нас был грандиозный успех, после которого Женя Хавтан понял, что я чего-то стою. А через пять лет наступил кризис. Мы с Женей еще год ездили, выходили на сцену, пели песни, а в гримерной сидели - он здесь, а я там..

- Что, не разговаривали?

- Не то чтобы совсем не разговаривали, но... не общались. А что? Леннон с Маккартни тоже последние пять лет не разговаривали. Ну, может, не пять, чуть меньше.

«Сержанта Пеппера» Маккартни делал практически один. И вот однажды я окончательно понял - смысла нет, удовольствие ушло. Я даже говорил Жене: что не так, скажи. А он - мы не сработаемся. Я не мог так больше, я... себя не на помойке нашел, как говорит моя дочь.

- Но вам удалось все же сохранить хорошие отношения - как?

- Знаете, люди обычно в таких ситуациях оскорбляют друг друга: «Да пошел ты!» - «Сам пошел!» А я постарался все сделать интеллигентно, прямо спросил Женю - через какое время я могу уйти. Он сказал - через два месяца.

Танцы forever

- Не боитесь, что вас когда-нибудь забудут?

- Не боюсь. Забудут, конечно. Я ничего такого не сделал - я же не Пол Маккартни. Мое любимое выражение: «Слава - это когда тебя знают много людей, которых ты сам знать не хочешь». Я просто поддерживаю определенный уровень известности, создал свой способ существования в шоу-бизнесе. Он называется «танцы для интеллигенции на репутации». Наша популярность держится, как в Древнем Риме, на сарафанном радио. Нам не нужна реклама, вообще ничего не нужно. Год назад я сделал здесь, в Петербурге, частную вечеринку... для очень хорошей женщины. Сделал - ба-бах! - и после этого вечера все, что в городе происходит на полуправительственном уровне, как я это называю, не обходится без нас.

- Вы долго репетировали знаменитый трюк времен «Браво» - когда вы вскакиваете на стул, стул переворачивается, и вы спрыгиваете?

- Этот трюк придумал Фред Астер в середине прошлого века. Уверяю вас - он по силам любому средненькому физкультурнику. Попробуйте в любом месте, где мягко падать, и убедитесь сами. У меня получилось с первого раза, и ни одной осечки не было. Правда, один раз, когда мы выступали в цирке, стул подо мной взял да и рассыпался. И то я не упал.

- Да, а секрет творческого долголетия у вас есть?

- Ну, я уже 800 лет в шоу-бизнесе (смеется) и дальнейшие 800 лет собираюсь прожить в том же духе: паразитический образ жизни, вялый фитнес... Бывало, еще во времена «Браво», перед концертом приму граммов пятьдесят виски, Женя пугается: «Да ты что!» - а я ему: «Женя, не волнуйся и смотри в зал - там все нормально!»

Досье

Родился 22 марта 1958 года в Москве. В начале 1970-х играл в любительских группах в качестве бас-гитариста и барабанщика. Однажды заменил заболевшего вокалиста, после чего в этой роли и остался.

В 1982 году начал работать с группой «Телефон». В 1985-м создал группу «Фен-о-мен», в том же году вышел первый сольный альбом Валерия - «Твист-каскад». С августа 1990 года по май 1995-го Валерий Сюткин - солист группы «Браво». В 1995 году ушел из «Браво» и создал группу «Сюткин и Ко».

Женат, дочь Виола. Жену тоже зовут Виола, поэтому, чтобы не путаться, Валерий зовет дочь Барсиком.

Любимая фраза Валерия, с помощью которой он извиняется за опоздания и так далее: «Простите, сдали нервы». И любит рассказывать, как она в его лексиконе появилась: как-то в 1980-е годы Валерий оказался в автобусной экскурсии по Риму вместе с группой туристов из Ульяновска и Тюмени. Экскурсовод сказала в микрофон: «Обратите внимание - напротив купол собора Святого Петра, а чуть ближе - здание синагоги». При слове «синагога» кто-то робко зааплодировал.

Пассажиры с удивлением повернули головы, этот человек встал, опустил голову и сказал: «Простите, сдали нервы».

↑ Наверх