Бенуа и Бакст поселятся на площади Островского
В начале сентября коллекция Никиты Лобанова-Ростовского будет передана во временное хранение петербургскому Музею театрального и музыкального искусства
В минувшую пятницу управделами президента Владимир Кожин официально подтвердил информацию о приобретении международным благотворительным фондом «Константиновский» знаменитой коллекции Никиты и Нины Лобановых-Ростовских. Правда, внес несколько важных уточнений. Во-первых, стоимость коллекции не двадцать миллионов долларов, как сообщалось ранее в СМИ, а шестнадцать. Во-вторых, она не будет размещена во Дворце конгрессов в Стрельне, поскольку там все свободное место уже занято коллекцией Мстислава Ростроповича - Галины Вишневской (приобретенной, напомним, не так давно миллионером Алишером Усмановым).
Произведения русского театрально-декорационного искусства 1880 - 1930-х годов, которые князь собирал с 1960 года, в начале сентября будут выставлены в Музее театрального и музыкального искусства на площади Островского. Они будут переданы музею во временное хранение.
Надо сказать, что в отличие от Ростроповича и Вишневской, которые покупали то, что им нравилось, князья Лобановы-Ростовские формировали свою коллекцию вдумчиво и целенаправленно. Особой ценностью, по словам специалистов, обладают блистательные работы Александра Бенуа, Леона Бакста, Александра Головина, созданные этими прославленными художниками в начале прошлого столетия для оформления опер и балетов «Русских сезонов» Сергея Дягилева.
В принципе, если учесть взметнувшиеся до небес цены на произведения русского искусства на крупнейших международных аукционах «Сотби» и «Кристи», сумма, заплаченная за коллекцию, не так уж высока. Владимир Кожин, который вел переговоры с князем Никитой Лобановым-Ростовским, заметил, что тот не торговался и, как ему показалось, не ставил своей целью заработать как можно больше. Князь, у которого нет наследников, уже несколько лет назад задумался о судьбе своей коллекции. И был рад, что его собрание останется в России - стране, в которой он не был рожден (родился 6 января 1935 года в Болгарии. - Прим. ред.), но которую, по собственному признанию, считает своей родиной.
Князь убежден, что настоящий коллекционер никогда не рассматривает произведения искусства как вложение капитала. Потому что коллекционирование - это прежде всего страсть. Его страсть возникла в годы юности, когда крестная взяла его на выставку, посвященную «Русским сезонам» Дягилева в Оксфорде. Он был сражен наповал, околдован красотой декораций и костюмов к русским балетам - этой смесью фольклора и экзотики, фантазии и смелости.
Первыми экспонатами коллекции стали работы знаменитого художника Сергея Судейкина - эскизы костюмов к балету Стравинского «Петрушка», которые князь приобрел по цене 25 долларов (в конце пятидесятых годов это были не такие уж маленькие деньги). Лобанов-Ростовский не раз рассказывал, что уникальные вещи он находил в самых неожиданных местах - например рисунки Павла Челищева - в одном афинском кафе, а эскизы декораций работы Александры Экстер - в каморке сиделки, которая когда-то ухаживала за престарелой художницей.
По словам представителей аукционного дома «Кристи», которые в начале июня побывали в Петербурге, русские покупатели в последнее время становятся крупнейшими игроками на современном арт-рынке. Но, как подчеркнул недавно Никита Лобанов-Ростовский, большинство из этих игроков пока нельзя назвать коллекционерами.
Именно потому, что они покупают по случаю, не руководствуясь какой-либо идеей. И само собой, без всякой страсти.
Зинаида АРСЕНЬЕВА
Важно: Правила перепоста материалов