Газета выходит с октября 1917 года Sunday 28 июля 2024

И зазвонят опять колокола…

В поселке Озерки Выборгского района Ленобласти состоялся дивный фестиваль православной культуры

Первое, что бросается в глаза, когда подъезжаешь к поселку Озерки, - это колокольня храма святителя Николая Чудотворца. Что и немудрено. Храмы издревле строили на высоком, видном месте. На площадке, прилегающей к храму, в минувшую субботу состоялся первый фестиваль колокольного звона на Финском заливе «Балтийские колокола». Как уверяют старожилы, колокольный звон действительно разносился над волнами Балтики и был слышен издалека...

Все дороги ведут к храму

Место для проведения фестиваля было избрано не случайно. Именно здесь, возвращаясь после осады Выборга, Петр Великий повелел возвести часовню Святого Николая - покровителя моряков. Что и было исполнено. Вокруг часовни разросся поселок, нынешние Озерки. Деревянная часовня до наших дней не сохранилась, однако два года назад на том самом холме, где она некогда стояла, вознесся к небесам новый храм святителя Николая Чудотворца.

К нему ведет лестница, на которой шествующую на фестиваль праздную публику по русской традиции встречали скоморохи и хозяюшки с хлебом-солью. Но прежде чем пойти на фестивальную поляну, прихожане обращали свои взоры к храму. Творили крестное знамение, подходили к алтарю, где отблески многочисленных свечей плясали по иконописным ликам святых... Чудесный храм, с теплой, умиротворяющей аурой.

Хранятся здесь и великие святыни христианства, приложиться к которым почтут за счастье все братья и сестры: частичка гроба Святителя Николая и миро от мощей святителя, частицы Животворящего Креста Господня, частица креста благоразумного разбойника, распятого вместе с Христом. А еще - частица гвоздя, которым было прибито к Кресту Пречистое тело Господне, ныне она впаяна в серебряный гвоздь натуральной величины...

Настоятель храма - иерей Дионисий Холодов - встретил нас в радостном настроении:

- Фестиваль благословил митрополит Ладожский и Санкт-Петербургский Владимир, и не случайно даже небеса смилостивились: утром шел дождь, и, казалось, весь праздник будет испорчен, но к полудню выглянуло солнце!

Отец Дионисий поведал, что фестиваль колокольного звона планируется сделать регулярным, дабы возрождать канонические основы этого искусства, налаживать обмен опытом между звонарями и приобщать людей к основам христианской культуры.

В планах также - обустройство прихода, создание целого городка с помещениями для крещения, домом для духовенства и даже - православным детским лагерем! Готов эскиз этого значимого для глубинки проекта.

- Отец Дионисий, а когда же проект будет реализован? - поинтересовались мы.

- Это зависит в том числе и от всех тех, кто сегодня пришел на наш фестиваль, - ответил священник.

Главное - уши и музыкальный талант

На фестивальной поляне, которая превратилась в русскую деревню с бревенчатыми избами и ремесленными лавками, вовсю шутили скоморохи, народ участвовал в конкурсах, самые смелые пытались помочь кузнецам выковать подкову или пробовали изготовить своими руками глиняный горшок. По ходу дела вкушали гречневую кашу, плов, пироги и иные яства. А в концертном зале под открытым небом наслаждались исполнительским мастерством самодеятельных и профессиональных артистов.

Как всегда, блеснул петербургский квартет «МаГрИгАл», да и танцевальный коллектив «Барыня» был в ударе. Однако главными действующими лицами в этот день стали звонари из Санкт-Петербурга, Ярославской области и Валаамского монастыря, которые демонстрировали свое мастерство как на малых звонницах, установленных возле сцены и перед храмом, так и на большой храмовой звоннице.

Несколько прекрасных сольных номеров, встреченных горячими аплодисментами, исполнил петербургский звонарь Александр Мартынов, который раскрыл «Вечёрке» тайны своего мастерства. Для звонаря главное - уши. И музыкальный талант. В этом Александр убедился еще в далеком 1986 году, когда его - аспиранта консерватории - пригласили опробовать колокола восстанавливаемой звонницы Петропавловского собора. Есть звонари, которые просто исполняют звон. А есть - играющие с помощью колоколов музыку. Мартынов - как раз играющий звонарь, в чем публика смогла убедиться. Он - автор целого ряда интересных звонов, вот только записать их на диск, как это сейчас практикуется, пока не может - времени свободного нет. Звонница у Александра - сборная, есть колокола и середины XIX века. Что-то дарили, что-то приобретал у коллекционеров. К сожалению, искусство литья колоколов на Руси утрачено, сейчас их изготавливают во многих
кузницах, но звон - не тот.

- Я бы никогда не согласился встать к звоннице из современных колоколов, - признался музыкант и посоветовал послушать, как работают его коллеги на недавно отлитых колоколах. Настроение - совсем не то. Древние колокола дают более объемные, четкие, «прорисованные» звуки, способные слиться в завораживающую слух мелодию. Современные в сравнении с ними - все равно что синтезатор в сравнении со скрипкой Страдивари.

Но, может, все наладится, ведь теперь есть фестиваль, призванный стать площадкой для контактов и обмена опытом.

...Финальную точку в насыщенной программе поставила группа «Пелагея», творчество которой уходит корнями в древнерусское народное искусство. Вполне логичное завершение для фестиваля, пропитанного любовью к классическому наследию прошлого.

Николай АЛЕКСАНДРОВ

Фото Натальи ЧАЙКИ

↑ Наверх