Газета выходит с октября 1917 года Thursday 16 января 2025

Тишина, ты — лучшее из того, что слышал

Лето в Петербурге — время фестивалей. Один из самых необычных — «Время музыки: Fin de siеcle»

Фестиваль еще очень молод - прошлогодний. Стало быть, это лишь его второе явление. Но, едва начавшись, «Время музыки» обещает сразу очень многое. Тут и соединение различных пространств (фестиваль международный, с участием израильских, украинских и немецких исполнителей. Композиторы тоже со всего света: от американца Райха до венгра Лигети.) И конечно, как следует из названия, - некое полное знание о времени в его отношении к музыке. Как говорят об этом сами организаторы, слушатель сможет «ощутить параллель между различными эпохами». На арене фестиваля смогут сойтись утонченный (и почти неизвестный в России) «второй авангард» - и старая добрая классика. Да еще и вторая часть названия по-французски - «конец столетия». Какой же конец, когда на дворе начало нового тысячелетия?

Заинтригованный такими смутными намеками и щедрыми обещаниями, корреспондент «ВП» побеседовал с художественным руководителем и автором идеи фестиваля Светланой ЛАВРОВОЙ.

- Расскажите, кто у вас участвует в основной программе.

- Есть приглашенные ансамбли: например, «Студия Новой Музыки» под руководством Льва Тарнопольского. Они уже по традиции закрывают фестиваль (29 июня, зал Глазунова). А еще 29-го числа выступит такой примечательный персонаж - Рейнберт Эверс. Он гитарист.

- Гитарист! Кажется, можно ждать довольно обширный подбор инструментов - я видел в программе и карильон, и терменвокс...

- К сожалению, с терменвоксом не сложилось. Не нашлось таких мощных колонок, чтобы озвучить всю площадь перед Петропавловским собором. Мы ограничились карильоном. Замечу - эти пьесы были специально написаны для исполнения на нашем фестивале. Карильон у нас как бы воплощает голос прошедших эпох.

- Все равно жалко, что терменвокса не будет. Но как пришло в голову такое сочетание? И вообще - что объединяет все эти произведения и инструменты? Расскажите о замысле в целом.

- Его можно понять из названия. Первая часть - «Время музыки». Первый наш фестиваль был полностью посвящен идее времени. Мы, например, исполняли (если можно так сказать - «исполняли») знаменитую «4:33» Кейджа, где нет ни одного звука. Это «музыка тишины», тут композиционной основой служит само время.

В других произведениях нашей программы время - или пространственно-временные отношения, или организация звуков в пространстве - тоже играет интересную роль, как у минималиста Стива Райха. Он будет в этом году открывать фестиваль. Это все его техника «фазового сдвига». Когда-то Райх экспериментировал с магнитофонными пленками: запускал их одновременно. Но из-за несовершенства техники дорожки постепенно начинали расходиться во времени. Райха этот эффект заинтересовал, и он переключился с тем же «сдвигом» на живые инструменты. Получались очень интересные ритмические сочетания.

Или концепция «растянутого времени», тоже изобретенная минималистами: постоянные медитативные повторы, в которые погружается слушатель. Мортон Фелдман добился тут, пожалуй, наибольших результатов: он изобрел «застывшее время». Один его струнный квартет длится около шести часов... Но это произведение мы в силу определенных обстоятельств не исполняем. Парадоксально, но «Время музыки» довольно ограничено во временном отношении...

Или взять направление «New Complicity», «Новая сложность». У его представителя Брайана Фернихоу время, наоборот, информационно насыщено и спрессовано.

Такова была изначальная концепция нашего фестиваля. Не скажу, что в этом году мы полностью от нее отошли, - просто концертные программы теперь необязательно связаны со временем: достаточно связи с какой-то общей художественной идеей.

- А что со второй половиной вашего названия, «Fin de siеcle»?

- Это сейчас достаточно расхожий термин. Обозначает вообще какой-то сложный период на стыке времен и, конечно, не имеет прямого отношения к нашей хронологии. Думаю, что мы этот этап переживаем сейчас: прошлое наслаивается на настоящее и изо всех сил дает о себе знать.

- Нет ли в этом всем какого-то декадентского переживания? Все это увядающее, завершающееся время...

- Думаю, что есть. Оно присутствует в общем духе фестиваля. С другой стороны - это удачная отправная точка для воплощения в конкретных программах - как в нашем концерте «Нарушенные обещания», где мы вызываем к жизни литературные ассоциации, например с Миланом Кундерой. А еще - Джойс, Кафка, Гомер...

- То, что меня давно мучило: «4:33» не будут ли исполнять еще раз?

- К сожалению, нет... А в прошлом году было очень забавно. Такое количество музыкантов пожелало присоединиться к исполнению, что на сцене образовался самый большой ансамбль за весь фестиваль. Публика была очень серьезна. Повисла мертвая тишина - очень достойная реакция. Но повторять это уже не так интересно.

- Насколько хорошо публика вообще воспринимает такую музыку: минимализм, «второй авангард»?

- Надо сказать, что публика у нас образовалась своя. Это очень приятно. Мы ее выращиваем в течение года: устраиваем в Консерватории концерты с композиторским клубом. И приходит молодежь, которой по мироощущению близки такого рода вещи, которая легко их воспринимает.

Мы не придерживаемся стилистической узости. Берем все, что соответствует нашей эстетике.

- А можно ли сказать, что вся эта «новая музыка» принадлежит веку двадцатому? Появляется ли что-то по-настоящему новое или продолжается переработка пройденного?

- Мне кажется, что мы до сих пор находимся в ситуации ожидания. Должно прийти что-то новое, оно уже на подходе. Нам сложно представить, как оно будет выглядеть, но - скоро узнаем. Что-то начинается, но еще не началось. Пока нет коренного слома понятий и представлений, как в начале XX века. Это пока еще только Fin de siеcle.

Беседовал Федор ДУБШАН

Фестиваль «Время музыки: Fin de siеcle»

Время проведения - 19 - 29 июня

 24 июня. Дом композиторов. «Нарушенные завещания». Начало в 19 часов.

 25 июня. «Петербург-концерт». «Больная луна». Начало в 19 часов.

 26 июня. Салон «Bechstein». «Halleluija». Начало в 18 часов.

 27 июня. Консерватория, Камерный зал. «Музыка летнего вечера». Начало в 19 часов.

 28 июня. Консерватория, Малый зал им. Глазунова. «Fin de siecle ensemble» - Карлхайнц Штокхаузен. Начало в 18 часов.

 29 июня. Консерватория. Малый зал им. Глазунова. Концерт-закрытие. Ансамбль «Студия новой музыки» - Рейнберт Эверс. Начало в 18 часов.

↑ Наверх