Виктор Сухоруков
требует третье крыло для своего грифона
«Фестиваль Фестивалей» - самый крупный неконкурсный фестиваль во всей России, и лет ему уже достаточно, чтобы обрести самоуважение и внутреннюю солидность.
К тому же «Фестиваль» - явление международное. Неделя, пока он продолжается (до 29-го числа), в одних кинотеатрах станет неделей французского кино, в других - вместит в себя норвежские и израильские фильмы.
Может быть, благодаря этой открытости миру участники и чувствуют себя на фестивале с довольно амбициозным, громким именем уютно и спокойно. И конечно, сказывается отсутствие соревновательного напряжения - не надо стискивать подлокотники кресел в смутном предчувствии, что приз получишь не ты... Ничего подобного. Они здесь «как дома» - и могут позволить себе не выглядеть как напряженные кинематографисты.
Организаторам тоже так проще. Им даже необязательно помнить, что это именно кинофестиваль, - достаточно знать, что это собрание людей доброжелательных и объединенных неким общим творческим порывом.
Наверное, поэтому фестиваль (открытие его происходило в ДК им. Ленсовета) украшали какие-то странные фигуры: одни в масках и со скрипками, другие - в каких-то металлических плащах, соединенных между собой... В ключевые моменты они выбегали на сцену и под задушевную музыку принимали пластические позы.
В какой-то момент появился и сам хозяин этого пандемониума: Валерий Михайловский. Он был как марионетка Пьеро; из него лезла набивка, а после - прорезались ангельские крылья. Зал аплодировал.
В свободное от балета время речь шла все-таки о кинематографе, но все равно - с душевной, внутренней вольностью. Ведущий Александр Малич перепутал какую-то фразу в своем конферансе и тут же громко всем сообщил, что это было «в самом важном месте».
Поздравляли с открытием Франция, Норвегия, Израиль, «Ленфильм»... Вышел на сцену генеральный директор фестиваля Александр Мамонтов с большой сумкой.
- Половина зала, наверное, обрадовалась, что я уезжаю, - пошутил директор, - а другая половина подумала - куда же он с сумкой?
Оказалось, что в сумке приз «За талант и народное признание». Приз был в виде грифончика. Объявили - Виктору Сухорукову. Вручавшие заметно волновались, называя победителя, и, как оказалось, - совсем не зря.
Он вылетел в своем сверкающем серебристом костюме и пронзительно-синем галстуке. Маленький - ростом меньше всех, кто его ожидал на краю сцены с призом, - призер застыл посередине, не подойдя к микрофону.
- А я останусь - в центре! В угол - не хочу! Меня слышно?! - вскричал Сухоруков.
- Да! - грохнул зал, уже завороженный.
- Дор-рогие друзья! Любимый город! Страна! Мирр! - продолжал призер. - Фьють! Это я изобразил колесо истории. Много лет назад, в восьмидесятых, меня не знал никто. А сегодня - я рад, я счастлив, что сегодня старичку Сухорукову вручают «За талант и признание»...
Он много чего еще рассказал, завершив словами:
- Все это не важно, такая все это пустота, глупость и пыль!.. Так вот - гадкий утенок! Падший ангел! Возрожденное чудовище! Счастливый человек, который постоянно ждет бед и несчастий. Это - я! Но пока я жду эти несчастья - я буду! Получать! Призы! За талант и любовь! Мне не стыдно получать приз с такой формулировкой. Хочу третье крыло у этого грифона. Мне так хочется!
Все были как молнией пораженные. И на сцене, и в зале все было - Сухоруков, Сухоруков! Вместо обещанного фильма Бакура Бакурадзе «Шультес» - тут же устроили показ кино «Лучшее время года» Светланы Проскуриной - конечно, с участием Виктора Сухорукова.
Кумир наконец стал спускаться со сцены, а по экрану уже поплыли смутные образы. Воспользовавшись общим замешательством, корреспондент «Вечёрки» вместе с некоторыми другими выскользнул в фойе. Чтоб перевести дух и обсудить такое бурное начало фестиваля. Например...
С генеральным директором «Ленфильма» Вячеславом Тельновым:
- Это очень домашний, любимый фестиваль. Мы всегда его будем поддерживать. И до сих пор ни одного года не обходилось без участия «Ленфильма» в организации фестиваля. Еще скажу, что организаторы всегда подбирают интереснейшую программу. В этом году «Ленфильм» поздравляют с 90-летием - будет устроен показ наших короткометражных фильмов.
С Ильей Олейниковым, отчего-то очень мрачным:
- Еще ничего не произошло, о чем можно было бы говорить. В финале фестиваля, 29 июня, будут показывать вживую два больших отрывка из моего мюзикла «Пророк».
Пригласили, вот поэтому я и здесь. А так меня специально с фестивалем ничто не связывает. Сам мюзикл, кстати, будет идти здесь же с 30 июня по 3 июля.
Приглашаю всех читателей «Вечернего Петербурга».
С актером Леонидом Мозговым:
- Я сам не участвую особо, но оказывается - будут показывать фильм «Ночные посетители» Масленникова, где я играю. Фестиваль растет. Мы когда-то ездили на такой же в Канаду и оттуда почерпнули идею «Фестиваля фестивалей» - то есть вобравшего в себя все лучшее. Но он еще и получился у нас какой-то очень уютный.
А Виктор Сухоруков, конечно, эксцентричен - но он дал хорошую, юмористическую пружину для запуска фестиваля. У него много энергии. Дай бог ему еще на многие годы.
Федор ДУБШАН
Фото Натальи ЧАЙКИ
Важно: Правила перепоста материалов