Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 30 июля 2024

А давайте я вас из фоторужья…

Фотоохотник Альберт Бакин рассказывает о своем хобби

(Окончание. Начало в номерах за 10 и 17 июня)

Уссурийский тигр тоже может устать

Летом 1966 года случилось Альберту Евгеньевичу участвовать в ботанической экспедиции по Уссурийской тайге к горам Сихотэ-Алинь, Японскому морю. Экспедиция уже заканчивалась, когда к Бакину подошел егерь Иван. «Завтра иду на обход своего участка - это займет шесть-семь дней, и вы сможете сфотографировать уссурийского тигра, - предложил егерь. - Я знаю одно место, где они водятся, - Тигровую балку». Альберт Евгеньевич не мог отказаться и пошел с егерем, но в душе все-таки не верил, что увидит уссурийского тигра. Через семь дней они были у Тигровой балки. Егерь Иван стал утверждать, что именно здесь и живет тигрица с детенышами. «Мы залезли на сопку - они там лесистые, птицы поют во всю Ивановскую, три вида кукушек... - и сели. А жара стояла сильная, - вспоминает Альберт Евгеньевич. - Проходит два часа, три, егерь заснул, а я все сижу. И вдруг - глазам не верю: идет тигр, усталый такой, и сел. Я раз - фоторужье вскинул и заснял этот момент. А егерь сразу сказал: «Все. Надо уходить - опасно». И мы ушли».

Голодный медведь тебе не товарищ

Такой уж была весна 1981 года: снега по пояс, морозы, метели... Альберт Бакин жил с друзьями в Подпорожском районе 26 дней. Один из друзей заболел, другой - получил травму ноги. И пришлось Альберту Евгеньевичу идти на фотоохоту одному. Глухариный ток находился от палатки на расстоянии двух километров. Тогда фотоохотник в первый раз услышал, как кричат неясыти - ночные птицы из семейства филинов. Где-то недалеко и филин кричал тоже. Пришел Альберт Бакин на ток в полтретьего ночи - стал напряженно вслушиваться в тишину. Вдруг запел глухарь. Но далеко. Пришлось пробираться поближе. Один раз даже в болото попал. А птица, видно, услышала шум и перестала петь. «А я проваливаюсь в болото - ледяная вода наполняет сапоги, в общем, тяжело было, - вздыхая, вспоминает ту ночь любитель природы. - Потом глухарка опять прилетела и стала петь, я вылезаю из болота, подхожу к ней все ближе - уже начинает светать, заря такая красивая разгорается... Я уже дошел до глухаря и заснял его, как вдруг слышу страшный треск - сучья ломаются, елочки колышутся... Глухарь сразу улетел. Пошел на шум - вижу следы лося. Видимо, он тоже напугался и убежал, поранившись: у него струйкой текла кровь. Пошел по следу лося, чтобы узнать, откуда он пришел. Час шел, два - уже надоело идти. Вдруг вижу - светлая полоса, пошел на нее и увидел следы медведя. Отодвигаю ветки и... обомлел. Передо мной медведи. Они только что проснулись от спячки - голодные, злые, а это очень опасно. Я один снимок сделал и скорей ушел». На всякий случай Альберт Евгеньевич зарядил ружье - вдруг медведи побегут за ним. Но они не побежали. И тут он пожалел, что только один снимок сделал.

«Председатель клуба фотоохотников Валерий Шишенков за 20 лет фотоохоты заснял медведей - и то далеко, а я очень близко к ним подошел, - говорит Альберт Бакин, - оттого и снимок получился удачным».

Морж веселый и плачущий

Была у врача Бакина и поездка по Тюмени - по рекам Иртышу, Оби, по Обской губе... Один лодочник, увидев фоторужье, предложил ему: «Если хочешь заснять моего любимца, то поплыли». По пути Альберт Евгеньевич все гадал, кто этот любимец. Но только слышал в ответ: «Вот увидишь!» Спустя некоторое время лодочник сказал: «Вот он плывет». Любимцем оказался... морж. Он подплыл к лодке, начал упражнения делать, радоваться. «Я чуть не упал, - рассказал Альберт Евгеньевич. - Волнение было большое. Думаю, еще немного - и морж лодку перевернет». И они повернули обратно. А морж... «заплакал» - в этом состоянии его и удалось заснять.

Глухари дерутся - только тешатся

Любимое место в Ленинградской области - Подпорожский район, куда Альберт Бакин ездил с 1980 года по 1994-й. Там, в заповедных местах, сделал он много замечательных снимков. Один из них - «Игрища глухарей». Был у него в тех местах, где знаменитая Вепсская возвышенность, река Оять, знакомый егерь - Александр Иванович. Он и показал заветные места - там можно было снять глухарей. Этих птиц надо было терпеливо сторожить - они токуют в два часа ночи. В то время, когда птица издает звук наподобие «ш-ш-ш-ш», она плохо слышит - недаром-то называется «глухарь», - и тогда можно стрелять, что угодно делать... Но вне этого «ш-ш-ш-ш» птица слышит очень хорошо. Так вот, в 1990 году, в начале мая, Альберт Евгеньевич с приятелем отправился фотографировать глухарей. До тока было два километра. Они шли, проваливаясь в болотные топи. Приятель пошел налево, а Бакин - направо. Уже стало рассветать. И он услышал, как поет глухарь. Стал осторожно подкрадываться ближе и ближе - ведь можно спугнуть птицу. И тут, на его счастье, попалась громадная пушистая ель - фотоохотник замаскировался в ее ветках. «Вдруг глухарь слетел на землю, раздался какой-то шум: прилетела глухарка, - рассказывает фотоохотник. - Глухарь завелся. И вдруг вижу, как два глухаря бегут один за другим и у них начинается драка, аж пух летит. И все ближе и ближе они ко мне. Сцепились. Но тут откуда-то взялся третий - и разнял их. А я все снимал, снимал то ружьем, то «лейкой».

За 17 лет фотоохоты такую картину он видел впервые. Стоит ли говорить, что «Игрища глухарей» тоже напечатали в журнале «Наука и жизнь».

Подготовила Людмила КЛУШИНА

↑ Наверх