Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 30 июля 2024

Чистейшего звука высокая речь...

В Петербурге отметили 119 лет со дня рождения Анны Ахматовой

Тихий летний вечер плавно переходил в белую ночь, цвела сирень, а в саду Фонтанного дома пели соловьи и читали стихи поэты... Наверно, именно так и надо отмечать день рождения одной из прекраснейших русских поэтесс - Анны Ахматовой. В саду, где ей было знакомо каждое дерево. И клен, по преданию посаженный Парашей Жемчуговой, и могучие петровские дубы, погибшие только во время наводнения 1924 года. Ахматова всегда подчеркивала, что она родилась в ночь на Ивана Купалу - отсюда свойственный ей дар «угадывать мысли, видеть чужие сны», которому не переставали удивляться малознакомые люди и к которому давно привыкли друзья. Мистических совпадений в жизни поэтессы было достаточно. Хотя бы то, что в Шереметевском дворце на Фонтанке, над входом в который - гордый девиз «Deus conservat omnia», она прожила около 30 лет, а дни свои окончила в Москве, и прощались с ней москвичи в морге больницы имени Склифосовского - бывшем Шереметевском доме призрения, построенном в память Параши Жемчуговой. Мало того, в Ленинграде после отпевания в храме Николы Морского состоялась гражданская панихида в Ленинградском отделении Союза писателей - в доме графа Шереметева, на котором - тот же девиз с гербом: «Deus conservat omnia» - «Бог сохраняет все».

Фонтанный дом - особое место для Ахматовой. Одна из лучших ахматовских вещей - «Поэма без героя» - пришла к ней «в Фонтанный дом в ночь на 27 декабря 1940 года».

Сейчас во флигеле Фонтанного дома - Музей Анны Ахматовой. Здесь любовно хранят немногие сохранившиеся вещи поэтессы (ахматовскую «безбытность» отмечал каждый, кто был с ней знаком), проводят выставки, литературные вечера - то есть музей живет и плотно вплетен в многоцветную культурную ткань города.

«Ахматовские дни в Санкт-Петербурге» - традиционный праздник, приуроченный ко дню ее рождения. К 119-летию поэта Музей Анны Ахматовой задумал провести ряд поэтических вечеров, привлечь к участию в празднике молодых музыкантов. Поэтому музыка и стихи звучали в залах музея и в шереметевском саду и 4, и 11, и 18 июня.

А 24 июня музей провел презентацию музейных изданий стихов Анны Ахматовой. Это сборники «Стихи, написанные в Фонтанном доме» и «Слова прощенья и любви».

Стихи прочла народная артистка России Лариса Малеванная. Кроме того, ансамбль солистов «XX век» представил музыку композитора Артура Лурье - одного из близких друзей Ахматовой, человека сложной, трагической судьбы, чьи произведения до сих пор не оценены по достоинству.

Один из июньских дней, когда в саду Фонтанного дома должны были прозвучать стихи современных поэтов, выдался дождливым. Казалось, что чтения придется перенести в помещение, а это, согласитесь, уже совсем не то. Но к вечеру погода смилостивилась, и Арсен Мирзаев, поэт, член Союза писателей Санкт-Петербурга, эффектно расположившись на фоне цветущего куста сирени, объявил имя первого выступающего.

Чуть позже он любезно ответил на наши вопросы.

- Арсен, как возникла идея провести чтения в саду?

- Идея принадлежала сотрудникам Музея Анны Ахматовой, а меня попросили пригласить питерских поэтов с 9 до 11 вечера почитать стихи в шереметевском саду.

- И по какому принципу отбирались участники?

- Никакого особенного принципа. Поэты самые разные - от «классиков» до «авангардистов».

- Не возникало ли диссонанса с аурой дома Ахматовой? Все ли поэты «вписались»?

- Наверно, это одно из тех мистических совпадений, которыми так богата биография Ахматовой, но даже те поэты, которые далеки от ахматовской ясности и строгости, в этот вечер выглядели вполне к месту. Видимо, это свойство настоящей поэзии.

- И как, на твой взгляд, удались «чтения в саду»?

- Более чем. Слушателей, правда, было не много, наверно погода испугала. Но это и к лучшему - камерное пространство шереметевского сада предполагает камерные поэтические вечера.

Разные поэты читали в шереметевском саду разные стихи. Не знаю, слышала ли нас Анна Андреевна, то есть нет, конечно, слышала. И даже одобрила, по крайней мере небо над садом становилось все яснее и, когда мы кончили читать, наступила настоящая белая ночь. Та самая, ахматовская...

Наталия ПЕРЕВЕЗЕНЦЕВА,  фото Валерия Земских

↑ Наверх