Кому помешал Дыбенко?
Две станции метро готовятся к переименованию
Слухи, по осени взбудоражившие Петербург, снова поднялись из небытия. Судя по всему, совсем скоро станции метро «Проспект Большевиков» и «Улица Дыбенко» получат новые названия. Первая станет «Оккервилем», а вторая - «Веселым Поселком» (о грядущих переименованиях «ВП» уже информировал своих читателей).
На первый взгляд в действие вступила тенденция последнего времени - отказываться от политизированных названий советского периода и присваивать станциям метро, улицам и площадям имена с географической, событийной или иной привязкой. Однако, как выяснилось, политики в этом решении меньше, чем прагматизма и логики.
Станция метро «Проспект Большевиков» называется по проспекту. Однако охватывает только отрезок магистрали, большая часть которой попадает в зону действия будущей станции «Веселый Поселок». С допетровских времен эти места назывались Оккервиль - по названию реки, которая и опоясывает станцию метро. По мнению чиновников, местные жители как никто заинтересованы в адекватном географическом названии станции.
Как пояснил член топонимической комиссии Петербурга Андрей Рыжков, решение о переименовании было принято еще в конце 2006 года. А сейчас эта тема всплыла, так как новации хотят приурочить к открытию в декабре текущего года достраиваемых станций Фрунзенского радиуса метрополитена. В связи с введением новой ветки метро все равно придется менять указатели на некоторых линиях. Так что и поменять таблички на «Оккервиль» и «Веселый Поселок» будет раза в два дешевле.
Вот только Метрополитен не согласен с таким категорично позитивным мнением членов топонимической комиссии.
- Никаких официальных распоряжений мы на этот счет не получали, - рассказала «Вечёрке» пресс-секретарь Петербургского метрополитена Юлия Шавель. - Мы, конечно, с уважением относимся к решению членов топонимической комиссии. Но не понимаем, почему уважаемая комиссия не обращает внимания на то, во сколько обойдется городу такое переименование. Те же затраты на замену табличек просто не сравнимы с денежными затратами на изменение всей документации, всех нормативных актов, связанных с переименованием сразу двух давно работающих станций метрополитена. А ведь все это - деньги из бюджета города, деньги налогоплательщиков.
По мнению руководства метро, инициатива эта лишняя и ничем не обоснованная: ведь речь идет не об утрате и возвращении станциям исторических имен. Есть же, к примеру, станция метро «Невский проспект» на Невском проспекте - и никого это не смущает.
Местные жители к изменениям названия станций отнеслись двояко.
- Красивое название - Оккервиль, - одобрил Алексей, живущий неподалеку от станции метро «Проспект Большевиков» и каждое утро начинающий дорогу на работу с вестибюля этой станции. - Только вот не понимаю я, каким образом оно сочетается со всей архитектурой района. Из метро выходишь - широкий проспект перед тобой, все прямое, высокое, как раз в «советском» стиле.
Вот мосту тому вернули название - Благовещенский - ну так все равно его все «Лейтенанта Шмидта» называют, чего уже историю по сто раз переписывать, не понимаю я. Ну да им там виднее, - пожал он плечами, видимо имея в виду топонимическую комиссию и городских чиновников.
Между тем многие местные жители на нововведения смотрят искоса - так же, как и при переименовании моста Лейтенанта Шмидта, когда не все были довольны эфемерным «восстановлением исторической справедливости».
В конце концов район «Проспекта Большевиков» не просто так получил название района невинно убиенных. Большинство местных улиц носят имена людей, репрессированных и убитых во время сталинской тирании. И это тоже наша память, наша история, от которой нельзя отворачиваться и «забивать» ее новыми табличками.
На данный момент проект постановления правительства о переименовании «Проспекта Большевиков» и «Улицы Дыбенко» уже подготовлен комитетом по культуре Смольного и находится на рассмотрении в городской администрации.
Анастасия БАБКИНА
Кстати
Улицы рядом со станциями метро «Проспект Большевиков» и «Улица Дыбенко» переименовывать не будут. Просто так взять и изменить название той или иной улицы, как это было сделано за три дня коммунистами в 1925 году, комиссия не может. В полномочия ее входит только возвращение исторических названий или придумывание имен для новых объектов. В год вносится 2 - 3 таких изменения. Из последних самые известные - это возвращение мосту Лейтенанта Шмидта имени «Благовещенский», а площади Декабристов - названия «Сенатская» (должно быть изменено в ближайшее время). А вот некоторые названия из-за нежелания районных властей мучиться с табличками и картами так и не удается согласовать. Например, не хотят превращать многочисленные Советские улицы обратно в Рождественские.
ОТ РЕДАКЦИИ. Вот мы ратуем за сохранение исторического центра, призываем чиновников советоваться с горожанами при строительстве новых объектов. Но представляется, что процесс переименований тоже требует некоего согласования. Понятно, что обыватель вряд ли оценит весь объем работы топонимической комиссии. Однако странно будет, если станция «Улица Дыбенко», выполненная архитекторами в совершенно конкретном ключе, вдруг превратится в «Веселый Поселок». А где же тогда пресловутый петербургский стиль? Мы-то знаем, что такое большевики и что такое Веселый Поселок. И иначе как районом невинно убиенных это место не называем...
Важно: Правила перепоста материалов