Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 25 декабря 2024

«Космический корабль» для «Зенита»

В этом году футбольная арена для «Зенита» на Крестовском острове, которую возводят по проекту покойного японского архитектора Киши Курокавы «Летающая тарелка» на месте снесенного стадиона имени Кирова, должна была уже «расти из земли»: строители обещали монтировать трибуны, прокладывать коммуникации, проводить инженерное обеспечение...

Между тем со стройки приходили «новости» иного рода. Дескать, от первоначального эффектного проекта Курокавы мало что осталось. Отказались будто бы подрядчики от выдвижного поля и от раздвигающейся крыши. Зато газон для будущей арены выбирал сам легендарный футболист французской сборной Зинедин Зидан. Корреспондент «ВП» отправился на стройплощадку и убедился: главные достоинства «Летающей тарелки» сохранятся. С остальным сложнее.

Проект японский, «начинка» питерская

Монтаж трибун даже не начался - из земли «растет» лишь энергетический центр, который обеспечит автономное электропитание стадиона в нештатных ситуациях (например, если во время матча на арене вдруг погаснет свет, игру все равно доведут до конца). Кроме того, завершены работы по строительству цементного завода и оборудованию на берегу Финского залива специального причала, на который из Германии привозят металлоконструкции.

«Если учесть, что все работы мы начали даже не с нуля, а с «минуса» (отсутствовал проект, предстояло демонтировать старый стадион), то мы продвинулись далеко», - убедил корреспондента «ВП» Григорий Фельдман - генеральный директор компании «АВАНТ», генподрядчика строительства, который покинул свой кабинет, чтобы лично провести экскурсию по стройплощадке. Напомним, ведомая им компания заключила с администрацией Петербурга контракт на строительство новой футбольной арены.

И согласно этому контракту, сумма которого на проектирование и строительство стадиона составляет 6,67 миллиарда рублей, «Зенит» должен играть в «Летающей тарелке», оборудованной выдвижным полем, раздвигающейся крышей и трибунами на 62 тысячи зрительских мест. Так что по крайней мере внешний вид арены будет именно таким, каким ее изобразил японский архитектор.

...Другое дело, что футбольная арена на Крестовском - уникальное сооружение: в проекте Курокавы очень мало унифицированных элементов. Из-за чего возникли проволочки с экспертизой, без которой невозможно было приступить к строительству трибун. Как оказалось, «Летающая тарелка» не подпадала под принятые в России Строительные нормы и правила (СНиП). Составляемые же в таких случаях специальные технические условия (СТУ) из-за «дырки» в российском законодательстве некому было утверждать. И лишь недели две назад премьер-министр страны Виктор Зубков подписал «прецедентное» постановление...

Помимо заморочек с экспертизой появились и другие непредвиденные трудности. В частности, слабые питерские грунты вряд ли выдержали бы распор, на который по проекту Курокавы опираются пилоны, а на них в свою очередь держится крыша арены, - пилоны просто «поехали» бы и 16 тысяч тонн металла рухнули бы на болельщиков. Можно  под полем уложить монолитную бетонную плиту - но это  влетает в копеечку. Как не без гордости сообщил Фельдман, наши проектировщики нашли уникальное техническое решение, реализующее замысел японского архитектора сделать пилоны, держащие на вантах крышу стадиона, наклонными. «Мы рассчитали кольцевой ростверк, который свяжет пилоны и примет на себя распор - причем с таким запасом, чтобы «Летающая тарелка», образно выражаясь, могла «приземлиться» и на воду. Ну а на твердой земле ее конструкции будут надежнее в несколько раз», - отметил Григорий Ефимович.

Кроме того, усложнилась и конструкция самих пилонов - огромное напряжение, которое испытывает наклоненный бетонный «столб», в точке опоры принимает на себя металлический шарнир. Диаметр его элементов - почти полтора метра. Таких отливок в России не делают - вот явный пример необходимости специальных технических условий.

- Если вы говорите о таких серьезных усовершенствованиях, то не свидетельствует ли это все-таки о том, что от изначального проекта Киши Курокавы мало что осталось? - робко поинтересовался автор этих строк у Фельдмана.

- А не было «первоначального проекта», - огорошил Григорий Ефимович. - Курокава выиграл конкурс архитектурных концепций. Мы в соответствии с его концепцией и строим стадион. Но никаких инженерных расчетов в мастерской Курокавы не проводилось - есть лишь рисунки и макеты. Техническая реализация - наша прерогатива... Видите, мы уже преодолели нулевой цикл, пусть и на несколько метров, - не без гордости добавил Фельдман. - Забиты все 12 тысяч свай, поверх которых уложен ростверк (именно на него «взгромоздятся» трибуны и выдвижное футбольное поле). 

- Но почему всего на несколько метров и лишь в одном месте? Неужели строители отстали от графика?

- Нет, не отстали, - возразил корреспонденту «ВП» Фельдман. - Трибуны мы не строим потому, что пока даже не приступали к созданию свайных полей под пилонами. А пилоны - самая ответственная часть конструкции. Строительство этой арены можно смело заносить в Книгу рекордов Гиннесса: нигде в мире подобные спортивные сооружения не возводятся на таких «капризных» грунтах, как питерские.

Берегись! Ударит балка!

...На площадке, где идет строительство, «атмосферы делового энтузиазма, замешенного на спортивном азарте», обещанной проектировщиками стадиона, впрочем, не наблюдалось. Царила спокойная, в чем-то даже умиротворенная атмосфера. Из двухсот рабочих, занятых нынче на стройке, утром трудились несколько десятков -
остальные, видимо, ушли на обед.

Правда, тишину неожиданно разорвал визг «болгарки» - рабочие стали резать прутья арматуры. Да еще бригада работяг «наращивала» арматуру будущих стен энергетического центра - скелета, который скоро обрастет бетонным «мясом». А на колонны над бетонным ростверком лезли монтажники.

Корреспондент «ВП», пользуясь моментом, попытался заговорить с рабочими, которые резали арматуру. «Нам некогда трепаться», - косясь на своего начальника, заявил один из них.

В ожидании, пока Григорий Фельдман вновь освободится, корреспондент этих строк прошел по территории строительства. Со стороны Малой Невы уже возведен причал, к которому весной начнут швартоваться корабли с огромными металлоконструкциями из Германии и Финляндии - из них соорудят три верхних яруса трибун. «Представьте, что 50-метровую балку сгрузили в Морском порту. Как вы доставите такую на Крестовский остров?» - пояснил позже Фельдман.

Причал по завершении строительства останется: к нему будут ходить речные трамвайчики с болельщиками - как это было в 1960-х, когда корреспондент «ВП» вместе с отцом добирался на стадион по Большой и Малой Невкам от причала у Летнего сада.

А вот работы по строительству трассы для кольцевых автомобильных гонок «Невское кольцо» мы обнаружить не смогли, как ни старались. Как так - ведь «АВАНТ» выиграл конкурс на ее реконструкцию?

- А мы ее сооружать не будем, - отрезал Фельдман. - Недавно правительство города постановило перенести трассу в другое место.

...Главный вопрос - когда же стадион сдадут в эксплуатацию? - строители оставили без ответа. Согласно госконтракту, время «Че» - 30 ноября 2008 года. Но на днях губернатор Валентина Матвиенко озвучила другие сроки - май 2009-го. «Я ничего не могу добавить к словам Валентины Ивановны, ведь заказчик строительства - город, - пояснил генеральный директор. - Скажу только, что финансирование стройки осуществляется в полном объеме».

На особом контроле

Новый футбольный стадион - не единственный крупный спортивный объект, который в будущем войдет в строй в Петербурге. Таких по меньшей мере три, два из которых обещают сдать в этом году.

 Гребная база на Крестовском острове, которая возводится в устье Гребного канала, находится на особом контроле у губернатора. На выездном заседании городского правительства, которое состоялось летом 2007 года, Валентина Матвиенко возмущалась тем, что в Петербурге закрываются гребные клубы: к весне 2008-го из полутора десятков гребных баз уцелели только три. Поэтому работы на Крестовском идут с опережением графика: забиты 250 свай, на которые уложена плита фундамента, возводятся уже и стены. Если все пойдет по плану (а в этом никто не сомневается), новый центр подготовки гребцов, оборудованный девятью эллингами на 120 - 140 академических лодок, байдарок и каяков для гребного слалома, распахнет свои двери уже в октябре. В питерском спорткомитете предполагают, что на открытие базы приедет президент России Дмитрий Медведев, который в молодости занимался академической греблей и гонялся на Гребном канале.

 Еще один объект, который должен войти в строй в этом году, - Центр олимпийской подготовки по художественной гимнастике на Петровском проспекте, 16. В прошлом году его строительство затягивалось из-за проволочек с разными согласованиями, в том числе с определением пятна под застройку. Кроме того, грунты на Петровском острове оказались столь же тяжелыми, как и на Крестовском, - почти две сотни свай пришлось заглублять на 25 метров. Теперь работы нулевого цикла практически завершены, и в апреле начнется строительство стен.

 А вот вторая очередь бассейна на улице Хлопина, которая предназначалась для прыгунов в воду, в этом году построена не будет - хотя ее проект давно прошел экспертизу. Однако питерские «вышечники» и «трамплинисты» не останутся внакладе - они получат чашу для занятий (кстати, с трибунами на 1500 зрительских мест), а также специализированный зал с батутами, акробатической дорожкой и ямой, заполненной поролоном, в другом бассейне - том, который построят на улице Джона Рида, неподалеку от Ледового дворца, в 2009 году. Просто в Невском районе на правом берегу ситуация с бассейнами аховая, и новый бассейн, что называется, убьет двух зайцев. На строительство объекта из городского бюджета выделено 910 миллионов рублей. В новом бассейне европейского класса будет и чаша для плавания. Причем не просто стандартная, 50-метровая, а оборудованная передвижной платформой, которая, выдвигаясь на середину бассейна, будет превращать его в 25-метровый - для соревнований по плаванию на короткой воде. В составлении задания на проектирование этого спортсооружения принял участие и вице-президент Всероссийской федерации плавания четырехкратный олимпийский чемпион наш земляк Владимир Сальников.

↑ Наверх