Газета выходит с октября 1917 года Sunday 28 июля 2024

Конец кина

29 июня в ДК им. Ленсовета закрывали XVI «Фестиваль Фестивалей». Закрывать обещали чуть ли не с большей помпой, чем открывали. Получилось своеобразно

Сначала на огромных экранах просто вращалась статуэтка крылатого льва - символа фестиваля. Да еще пробегала надпись «Лучшие фильмы мира». Резонно: если фестиваль - «Фестиваль Фестивалей», то и фильмы тут лучшие, все.

Публике, видно, успела наскучить эта безапелляционность, выдаваемая за торжественный тон. Народу в зале было совсем немного. И не очень интересовали их ни награждение фильмов-призеров, ни показ «Катыни» Анджея Вайды. Тем более не ожидалось нового выступления Виктора Сухорукова, который здорово оживил открытие фестиваля.

Впрочем, тут же пришлось пожалеть, что мало кто пришел на эту последнюю встречу; вместе такое переживать как-то легче и не так обидно. Открытие закрытия оказалось просто-таки громокипящим: по экранам побежали какие-то адские огни и поползли вереницы корчащихся тел, проскакали всадники на бледных конях, пронеслись сонмы ангелов. На сцене в это время неприятными голосами пели плохие арии странные персонажи. Моя соседка по партеру, дама в возрасте, вздыхала и зажимала уши на особенно пронзительных нотах.

То были сцены из мюзикла «Пророк», написанного недавно Ильей Олейниковым. Подразумевалось, очевидно, что этот апокалиптический сюрприз, припасенный напоследок, как раз подходил для закрытия. А что? Конец фестиваля - вполне себе маленький конец света. Прошли семь дней, 124 фестивальных кинопоказа, призы раздаются, всем режиссерам по серьгам. У нас нет других объяснений тому, что могло заставить организаторов вывести на сцену это в высшей степени неаппетитное зрелище.

В остальном конец света оказался делом совсем скучным. Публика сидела, глядела и вяло аплодировала, когда начинали звучать фанфары. И все же были вручены награды, вот какие:

приз дирекции получили компания «UNIFRANCE», Киностудия имени Горького и Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения;
приз города за творческий вклад в мировой кинематограф и активную деятельность в области международного культурного сотрудничества - режиссеру Герцу Франку;
приз «За лучшее информационное освещение фестиваля» - «Радио Балтика»;
впервые вручаемый приз «Киноглаз» (победителю в секции начинающих кинематографистов «короткий метр») не просто так, а с премиальными - 2000 долларов - Георгию Даниелянцу за фильм «Знаешь, мама»;
«Серебряный грифон» - приз зрительских симпатий - достался фильму «Кус-Кус и Барабулька» и режиссеру Абделатифу Кешичу;
«Бронзовый грифон» - за лучший экспериментальный фильм - получила Светлана Проскурина и ее «Лучшее время года»;
приз творческой поддержки имени Николая Овсянникова (за лучший дебют) - продюсеру Владимиру Смородину и Анатолию Баторову за фильм «Улан-удэнская история».

Баторов был, пожалуй, интересней всех номинантов: он сказал, что любой фильм - это прежде всего «художественное слово». И даже почитал о нем стихи:

- О нем, художественном
слове, -
Художественным словом
скажем,
И целый мир как будто внове
И ярче встанет перед
каждым...

А «Золотого грифона» вручили французскому режиссеру Марион Лэн за фильм «Простое сердце».

Анджей Вайда не смог приехать на премьеру своей «Катыни» по состоянию здоровья. («Это его бог наказал за антирусский фильм», - бормотал кто-то из соседних кресел.)

Фестиваль кончился. Был антракт перед показом «Катыни». Те немногие, кто еще был в зале, - куда-то разбежались. Я окликнул Анатолия Баторова, но он даже не услышал - увлеченно что-то декламировал друзьям.

Ко мне подошел смуглый невысокий человек.

- Вы занимаетесь кинопродукцией?

- Пока нет, - честно ответил я.

- А киносценарии когда-нибудь писали?

- А что, надо?

Человек покачал головой, криво ухмыльнулся и отошел.

Победительница, француженка Лэн, ходила по рядам и дарила всем зрителям розы из своего огромного букета. Я подошел, спросил:

- Вы дарите их фестивалю в знак признательности?

- Нет, просто людям. Они мне нравятся. Ой, знаете, тороплюсь уже на поезд!

- Приезжайте еще, - сказал я.

Федор ДУБШАН

↑ Наверх