Реконструкция «по-кгиоповски»
От старинного дома остался кусок фасада
Странная картина наблюдается на набережной канала Грибоедова, где некогда располагался дом под номером 51. Все строения, выходящие на канал, снесены подчистую. Лишь фрагмент дальнего фасада, выходящего на Казанскую улицу, каким-то чудом уцелел. Над всей этой разрухой красуется щит, повествующий о том, что... ИДЕТ РЕКОНСТРУКЦИЯ! Если это, с позволения сказать, реконструкция, то что тогда считать сносом здания? Взрыв, полное уничтожение до фундамента включительно? Мы попытались разобраться в ситуации...
Означенный адрес числится в перспективном перечне объектов гостиничной сферы. Проще говоря, в следующем году здесь должна появиться еще одна гостиница одного из раскрученных брендов с мировым именем. Дело нужное. Тем более для Санкт-Петербурга, где, как показал прошедший Международный экономический форум, мест в отелях уровня трех-четырех звезд по-прежнему катастрофически не хватает. Но зачем дом ломать?!
Здание, между прочим, отнюдь не является (т. е. не являлось) тиражированным образчиком архитектуры. Старинный дом на набережной канала Грибоедова, 51, был занесен КГИОП в списки вновь выявленного культурного наследия, при этом было громогласно объявлено, что именно здесь проживал знаменитый в свое время публицист и социолог Николай Михайловский. Что получилось потом? Дом повторил печальную судьбу квартала на пересечении Невского проспекта и улицы Восстания.
Долгое время он стоял без ремонта, в результате чего был признан аварийным с обязательным расселением квартир. Охранного статуса, естественно, здание лишилось.
В дирекции по строительству компании, работающей на объекте, сообщили, что согласно решению экспертной комиссии дом подлежал разборке. Что и было сделано.
Почему же сохранился фрагмент фасада со стороны Казанской улицы? Это - отдельная и весьма интересная история, живописующая нынешние нравы. КГИОП, призванный памятники охранять, дал разрешение на разбор дома, но поставил инвестору условие: сохранить три этажа фасада со стороны Казанской улицы. Это и есть «реставрация по-петербургски»: оставить какой-нибудь фрагмент оригинальной постройки, остальное порушить до основания - и смело можно говорить о сохранении исторического наследия. Кусок стенки ведь стоит. Вот если бы все поломали - тогда это снос!
Инвестора, как водится, обязали сохранить высотность дома по фасаду, выходящему на набережную канала, и декор. Инвестор, как водится, пообещал сделать так, как положено. А вот исторический фасад на Казанской улице будет надстроен мансардой.
Таким образом, в итоге должен получиться некий архитектурный образец с фрагментом исторической стены и новенькой мансардой по одну сторону фасада - и воссозданными под старину флигелями по другую. Внутри - самая что ни на есть современная начинка, так как на отеле будет красоваться не менее четырех звезд.
Член Совета по сохранению культурного наследия при правительстве Санкт-Петербурга Михаил Мильчик, будучи профессиональным реставратором, неоднократно говорил «ВП», что под видом реконструкции в Петербурге идет банальный снос памятников старины, которые, при должном к ним отношении, можно было бы отреставрировать. Но у КГИОП и инвесторов на сей счет совершенно иное мнение.
Николай АЛЕКСАНДРОВ
Фото Натальи ЧАЙКИ
Важно: Правила перепоста материалов