Сегодня все играли джаз…
В Петербурге в пятнадцатый раз прошел фестиваль «Свинг белой ночи»
Ставший традиционным фестиваль джаза нынче был дважды юбилейным - он проходил в год столетия великого джазмена Лайонела Хэмптона.
Этот музыкант в 1980-е годы дал свое имя джазовому фестивалю, регулярно проводящемуся в городке Москва (Moscow), что находится в штате Айдахо на северо-западе США. В 2002 году там, в американской Москве, скрестились пути маэстро Хэмптона и признанного лидера петербургской джазовой школы народного артиста России Давида Голощекина, бесстрашно сыгравшего на вибрафоне (и электроскрипке «Yamaha») перед вышедшим (в последний раз!) на сцену лучшим вибрафонистом всех времен.
Игра в четыре палочки
У нас, в Санкт-Петербурге, выступили как зарубежные (Япония, Польша, США, Аргентина), так и отечественные исполнители джаза. Репертуарные номера принадлежали классике мейнстрима 1930 - 1960-х годов: ведь именно в легко узнаваемых искушенной публикой «стандартах» было легче выявить индивидуальные особенности солировавших артистов. Сергей Чернышов, многие годы работавший за рубежом, и москвич Леонид Текучев освоили вошедшую в моду на Западе новинку - игру в четыре палочки - по две в каждой руке, что позволяет сгустить, уплотнить за счет псевдоаккордов звуковую палитру вибрафона.
Единственный петербургский вибрафонист - Давид Голощекин, работавший «по старинке» двумя палочками, звучал по-разному в составе оркестра «Струны Петербурга», ансамбле петербургской Джазовой филармонии и квартете «Four» с упомянутой выше московской ритм-группой. К лучшим его партиям на вибрафоне я бы отнес «Close your eyes», «Sweet Georgia Brown» (в аккомпанементе нашей заслуженной вокалистке Эльвире Трафовой) и «Be same mucho».
Леди из Аргентины
Из зарубежных вокалисток наиболее стильно смотрелась обаятельная «леди из Аргентины», исполнявшая номера на португальском языке, Габриэлла Бергалло.
Напевные мелодии Латинской Америки звучали с подкупающей подлинностью; ей удачно аккомпанировал наш Виктор Щербин на бонгах. В современном духе исполнила хрестоматийные мелодии - «In a mellotone», «Green dolphin street», «I,ll remember April» и «Blue Monk» черная певица из бруклинских клубов Тулеву Донна Камберметч: ее сильный, чистый голос и прекрасная артикуляция несколько озадачивали тех, кто привык к сугубо джазовому («не совсем правильному», избегающему чистых тонов) пению.
Музыкальный многоборец
Наш лучший (и единственный) биг-бенд «Саксофоны Санкт-Петербурга» (лидер и аранжировщик - Геннадий Гольштейн) показал сразу пять новых работ из той же неистощимой сокровищницы - свинговых композиций 1920 - 1940-х годов, а тема Рэя Ноубла «The very thought of you» вообще никогда ранее не исполнялась в России. Устроители фестиваля организовали традиционный Джазовый пароход и фотовыставку в музее Джазовой филармонии фотохудожника Сергея Ушакова, представившего впечатляющую галерею джазовых лидеров России. И как всегда, стержнем этого праздника был его директор и художественный руководитель народный артист России Давид Голощекин, выступавший как истый музыкальный многоборец - на пяти инструментах (вибрафон, скрипка, флюгельгорн, засурдиненная труба и тенор-саксофон).
Георгий ВАСЮТОЧКИН
Фото Натальи ЧАЙКИ
Важно: Правила перепоста материалов