Газета выходит с октября 1917 года Sunday 28 июля 2024

И сказал Голливуд, что это хорошо

Тимур Бекмамбетов снял в Голливуде фильм «Особо опасен» с мегабюджетом и мегазвездами

Уэсли Гибсон, последний лох на земле, мелкая сошка в невнятной компании: его начальница - толстая грымза, которая издевается над ним как хочет, его девушка спит с его коллегой, квартира обставлена мебелью из «ИКЕА», а зарплата не стоит даже упоминания. В тот самый момент, когда он от просто отчаяния переходит к отчаянию полному и абсолютному, в местном супермаркете ему встречается десперадо женского пола с лицом Анджелины Джоли и оружием в руках. Устроив перестрелку и показав высший класс вождения ногами за рулем, она рассказывает ему, что он - сын выдающегося воина, подло убитого врагами, и предлагает отомстить за отца, вступив в таинственное Братство. Братство, основанное тысячу лет назад общиной ткачей, занимается зачисткой, убивая людей, чьи имена зашифрованы в узорах на ткани: дескать, ткань указывает им на потенциальных убийц и негодяев. Руководит современным «подразделением» некто Слоун - мудрый седой Морган Фримен. Личное шефство над Уэсли поручено Фокс (Джоли), которая за рекордно короткий срок делает из забитого неудачника настоящего воина. Надо ли говорить, что все не так, как кажется...

Голливудский блокбастер российского режиссера Тимура Бекмамбетова - мы должны гордиться тем, что он уже собрал хорошую кассу за океаном. Но довольно для гордости было бы и того, что мы сделали это, - сколько прежде ни было российских людей в Голливуде, Бекмамбетов первый получил задание такого масштаба: с огромным бюджетом и звездами первой величины. Кому было и ехать в Голливуд, как не ему, с его любовью к рапиду, жесткому монтажу и неистребимому стремлению к грамотному product-placement, который здесь не режет глаз, ибо отсутствуют товары народного потребления. Масштаб воистину поразителен; поразительна стопроцентная ассимиляция российского режиссера: все соотечественники, снимающие за рубежом, так или иначе проявляют национальный менталитет, сопровождая жанровое кино ненужными в данном случае рефлексиями. У Бекмамбетова как будто и нет никаких корней, он словно родился в том климате и тех условиях.

И сказал Голливуд, что это хорошо. Должно быть, российский режиссер задержится там надолго и будет трудиться на благо чужой родины в меру своих сил, которых много. Впервые кажется, что это не обидно, - курс, взятый Бекмамбетовым на родине, правильных плодов принести не мог: жанровое кино у нас делать не умеют, и, пока над душой у режиссера стоял Первый канал в лице Константина Эрнста с его идеями, это было ужасно. Теперь все встало на свои места. Смысла - ровно столько, сколько позволено мегабюджетом. Пули летят, разрезая плотный воздух, и попадают точно в цель - и в жертву, и в сознание не успевающего опомниться зрителя, одурманенного спецэффектами. Анджелина Джоли выполняет головокружительные трюки и демонстрирует свое совершенное тело, покрытое татуировками.

Джеймс Макэвой, звезда «Искупления», убедительно изображает перерождение, играет  античную трагедию в рамках дозволенного. Единственная проблема в том, что обойтись совсем без талисманов Бекмамбетов не смог, и главного героя озвучивает Сергей Безруков, отчего периодически кажется, что смотришь «Иронию судьбы-2», а эпизодическую роль маленького человека в большом Братстве исполняет Константин Хабенский - правда, его убивают довольно быстро.

Мы наконец получили то, что хотели, - своего полноценного резидента на фабрике грез. В чем смысл и какова польза - это уже второй вопрос. К сожалению.

Инга БЕРГМАН

↑ Наверх