Это же сам Дютийе!
В Мариинском театре завершился фестиваль французской музыки
Этот мини-фестиваль внутри фестиваля «Звезды белых ночей» не только не растворился в насыщенном потоке «звездных» событий - напротив, выделился в нем как своего рода перл. Прежде всего потому, что ключевой фигурой французского цикла стал композитор Анри Дютийе. В разных концертах исполнялись камерные, ансамблевые вещи мастера. Наконец, под управлением Валерия Гергиева прозвучали три масштабные симфонические композиции Дютийе наряду с популярнейшими шедеврами французского симфонизма: «Послеполуденным отдыхом фавна» Дебюсси и «Болеро» Равеля.
На концерте присутствовал сам Дютийе, что придало событию едва ли не исторический характер. Ведь сам Дютийе - личность историческая. Его называют мэтром, патриархом современной музыки. Из ныне здравствующих композиторов он - самый признанный, да, пожалуй, и самый значительный. Дютийе был весьма известен в 30-е годы, в 60-е он - мировая знаменитость. С тех пор мастер - в числе ведущих, авторитетнейших музыкантов, каждая его премьера имеет не только широкий резонанс, но и подлинный, полнокровный успех. Между тем Дютийе - автор не простой, его вещи никак не назовешь «легкодоступными», они замысловаты, элитарны как содержательно, так и по манере письма.
На концерте в Мариинке-3 думалось о том, что ХХ век создал странное настроение, как будто музыка разделилась на «музыку как таковую» - и «другую», современную. Но ХХ век кончился - и многие ли жалеют об этом? Вот звучат пьесы Дютийе, в них немало «авангардных» приемов: творчество иного «передового» композитора целиком укладывается в один из приемов, которыми пользуется Дютийе. В этих произведениях - все то же, чем музыка живет веками: мелодия, гармония, ритм - только они не повторяют традиционных форм буквально, а развивают, преломляют их в духе нового времени. Возникает мир звуковых красот, фантастичных, порою неожиданных - но живых, не искусственных, не измышленных. Вроде сада, в котором подобраны растения причудливые, но не изломанные и нелепые, они коренятся в здоровой почве, цветут и плодоносят.
Выход Дютийе был встречен овацией восторга и почтения. Восторга перед человеком - носителем богатой, подлинной культуры, который идет об руку с музыкой по непростым ее путям в современном мире. В концерте главной, пожалуй, была знаменитая пьеса Дютийе «Tout un monde lointain» - «Целый далекий мир», или «Целый мир вдали». В этой композиции, навеянной стихами Бодлера, Дютийе ностальгирует по временам символизма, с их утонченно-роскошной жизнью духа - и о запредельном, неуловимом, невещественном крае, который может быть воссоздан лишь силою искусства. В этой музыке - весть о художественном мире «дореволюционной» эпохи, ставшем для нас Атлантидой, и о новом, светлом мире творчества, который брезжит впереди...
Роман РУДИЦА
Важно: Правила перепоста материалов