И латник в черном не даст ответа...
Корреспондент «ВП» прогулялась по крышам Зимнего дворца
Ветер ударил в лицо. Ноги скользили по мосткам, руки обжигало холодное железо перил. А из-за горизонта шли все новые и новые тучи... Если кто-то подумает, что это отрывок из мемуаров полярника, он сильно ошибется. Просто в один прекрасный день мы поднялись на крышу Зимнего дворца.
Итак, группа из нескольких счастливцев поднялась в новом современном лифте на верхний этаж Зимнего, чтобы увидеть самые таинственные, пожалуй, его залы - чердаки. Я не оговорилась. Иначе как залами не назовешь этот лабиринт высоких просторных помещений, заполненных паутиной непонятных конструкций. Паутиной - потому что история чердаков Зимнего - это в сущности история русской инженерной мысли, и каждый век вносил что-то свое, стараясь укрепить кровлю, не допустить протечек, обеспечить безопасность жилых и парадных комнат, в конце концов.
Залы на чердаке
Увы, первые конструкции дворца до нас не дошли. Страшный пожар 1837 года оставил нам только обгоревшие каменные стены. В процессе восстановления Зимнего архитекторы и инженеры впервые в российской строительной практике применили в таком объеме металлоконструкции. Замечательный инженер М. Е. Кларк разработал для огромных парадных залов уникальную систему безопорных перекрытий.
Стропильные конструкции изготавливались на Александровском чугунолитейном заводе из кованого железа и покрывались для защиты от коррозии специальным составом из льняного масла, смешанного с сажей. Они черного цвета. А красные конструкции - добавление 1890-х годов. Вот и получилась фантастическая разноцветная паутина. Кроме того, по всей площади крыши установлены небольшие домкраты. Их тысячи, с их помощью регулируют прогиб кровли.
Вообще при восстановлении и дальнейших реконструкциях Зимнего дворца использовалось множество технических новинок. Кое-где еще можно увидеть первую электрическую проводку с фарфоровыми изоляторами. В 1886 году во дворе Нового Эрмитажа построили электростанцию, которая давала электрический ток для освещения нескольких залов Зимнего дворца, Эрмитажа, дворовой территории и даже близстоящих домов.
А отопление Зимнего? Здесь тоже не все просто. После пожара 1837 года во дворце установили систему пневматического отопления, изобретенную инженером Н. Амосовым. От печей, расположенных в подвалах, по специальным каналам теплый воздух поступал в помещения. Кстати, в Европе такую систему отопления называли русской.
Фантастические чердаки Зимнего мало-помалу становятся доступными не только специалистам, но и посетителям. Здесь проходила фотовыставка и, насколько я поняла, не за горами новая экспозиция. А мы приоткрыли маленькую дверцу, ведущую на крышу, и...
В компании медных богов
Мы отправились в обход Зимнего дворца. Видимо, медные боги, которыми мы громко восхищались и которых истово фотографировали, походатайствовали за нас в небесной канцелярии: по крайней мере погода улучшилась и начало проглядывать солнце.
Статуи на крыше Зимнего дворца появились одновременно с ним, в 1762 году. По эскизам Ф. Б. Растрелли их высекали из пудожского камня русские каменотесы.
Руководил работами мастер из Вены Иоганн Дункер. Но петербургская погода сделала свое коварное дело, и к 1892 году статуи пришли в негодность. Их заменили металлическими, выколотыми из медного листа. Насколько я поняла, технология изготовления статуй состояла в том, что на твердую форму накладывались довольно тонкие медные листы и оббивались по поверхности формы. Полученную фигуру крепили на металлическом каркасе, соединяя заклепками и пайкой.
В 1927 году ветер снес с парапета одну из медных ваз. К счастью, при этом никто не пострадал. Но, обследовав состояние статуй на крыше, специалисты пришли к выводу о необходимости их срочной реставрации. Оказывается, при установке скульптур внутрь медных оболочек был залит известковый раствор с камнем и песком, который активно впитывал влагу. В результате нижние части медных фигур разошлись по швам. Пришлось изымать раствор, а вместо него заливать бетон. Что тоже оказалось не очень хорошим решением, и современные реставраторы используют уже совсем другие материалы и методы.
Кстати, а какого цвета должны быть статуи? Казалось бы, ответ очевиден - медная поверхность фигур со временем покрывается естественной патиной, значит, и окрашивать фигуры надо в серо-зеленый цвет. Но ведь изначально, по проекту Растрелли, скульптуры, изготовленные из пудожского камня, были белыми и сочетались с белым барочным декором дворца. Не вернуться ли к замыслу Растрелли?
По мосткам Николая II
Мы медленно обходили по периметру Зимний дворец. Не буду описывать те удивительные виды, которые перед нами открывались, - слабое представление о них дают фотографии, а слова здесь бессильны. Миновали башенку телеграфа, возведенную на северо-западном углу Зимнего дворца в 1835 году по проекту архитектора Л. Шарлеманя. С этого «телеграфического обсервационного домика с покоями для директора телеграфической линии, его помощников и сигналистов» с помощью цветных шаров передавали текст на следующую башню, с нее - на следующую. Заканчивалась линия в Варшаве.
Видели мы и «пост № 1» - возле мачты, на которой в дни присутствия императора во дворце поднимался императорский штандарт. В небольшой деревянной будке рядом когда-то нес караульную службу гвардеец. Мачта напоминает корабельный флагшток, и действительно в 1885 году она была собрана на Санкт-Петербургском металлическом заводе из конических труб по принципу корабельной мачты. Конечно, с тех пор она ремонтировалась, железные конструкции заменялись стальными. И теперь на флагштоке развевается российский флаг.
Я уже упоминала мостки. Они идут по всему периметру здания и в большинстве своем деревянные и довольно хлипкие. Есть и новые части - с хорошим покрытием, крепкими перилами. Наверное, когда все деревянные мостки будут заменены более безопасными, экскурсия на крышу Зимнего станет доступней. Но вот вдоль северного фасада здания, выходящего на Неву, тянутся старые железные мостки. Они были проложены для прогулок Николая II с детьми. 25 февраля 1913 года: «Погулял с дочками по всей крыше дворца...» - одна из записей императора в дневнике. Надеюсь, что при прокладке новых металлических «тропинок» какой-нибудь фрагмент старых мостков сохранят.
Наша экскурсия закончилась, хотя кое-что осталось загадкой. Так, мы неожиданно увидели скульптуры, которые... не видны никому, кроме тех, кто поднимется на крышу. Это результат неоднократных перестроек - что некоторые скульптуры оказались заслоненными. Но они все равно существуют и великолепно вписываются в сложный рельеф кровли. А еще, обходя дворец, я все время вспоминала строчки стихов Александра Блока:
И в небе сером холодные светы
Одели Зимний дворец царя,
И латник в черном не даст
ответа,
Пока не застигнет его заря.
Поэт имел в виду одну из статуй на кровле дворца, но какую? Подозреваю, что блоковеды давно уже ответили на этот вопрос, но мне хотелось догадаться самой.
Кажется, мне это удалось, но надо бы проверить свое предположение. А значит, есть повод подняться на крышу Зимнего еще раз.
По крышам гуляла и фотографировала Наталия ПЕРЕВЕЗЕНЦЕВА
Важно: Правила перепоста материалов