Газета выходит с октября 1917 года Thursday 16 января 2025

Новое слово. Из трех букв

В кинотеатре «Аврора» состоялась премьера фильма «Нирвана» — о юных панках, дождливом Петербурге и любви

Приехав за непонятной мечтой в дождливый и мрачный Петербург, где дворцы отдаленно напоминают помойку, юная Алиса (Ольга Сутулова) снимает комнату в коммуналке с высоченными потолками и неимоверно загаженной кухней, устраивается в больницу и подрабатывает, измеряя давление немощным старушкам. Буквально в первый же вечер она переживает интимную близость с соседом-наркоманом Валерой Мертвым (Артур Смольянинов), за что вскоре получает в лицо от его подружки, очень несдержанной девушки Вэл (Мария Шалаева), барменши и тоже наркоманки. Но в обиду себя не дает, а после зарождается и нежная девичья дружба, основанная на том, что Алиса не дала Вэл загнуться от передозы. И когда Валеру забирает за долги наркодилер Ларус (Михаил Евланов), девчонки садятся на мотоцикл и под тяжелую музыку едут собирать деньги, чтобы выплатить долг.

Полнометражный дебют Игоря Волошина, должно быть, обошелся студии СТВ недешево - свою идею о том, что когда человек внутри пуст, он становится ярким снаружи, режиссер воплотил аккуратнейшим образом: внутренний мир героев отражают феерические костюмы (художник Надежда Васильева), грим и прически не для слабонервных. Они (герои) преспокойно существуют в этом виде в обычном и даже тусклом мире, нимало не расцвечивая его, а, напротив, усугубляя его безрадостность. Бог, как говорится, в деталях - над деталями здесь работали как надо: завитые ресницы на пол-лица, запредельно убогий быт (особенно запоминаются пустые бутылки на фоне работающего телевизора, призванные усугубить эффект от страданий Вэл, вколовшей себе лишнего), милиционеры, пришедшие аккурат из «Груза 200». Дальше это все надо как-то связать между собой и сделать кино, но режиссер Волошин либо не сумел, либо просто плевать хотел на все связи.

Его гораздо больше развлекают (помимо деталей, конечно же) красивые проезды на мотоцикле, снятые под разными ракурсами и, как это принято на СТВ, снабженные ударным саундтреком. Это выгодно - требует мало фантазии, а эффект имеет потрясающий. Кроме того, саундтрек плюс упомянутая уже картинка позволили некоторым назвать «Нирвану» новым киберпанком (в связи с чем поминают одноименный фильм Сальваторе с Кристофом Ламбером в главной роли, которого, как потом оказалось, Волошин не видел; он вообще, по его же словам, видел мало, но цитирует обильно), а также - новым словом. Про киберпанк пусть размышляют специалисты, а что касается нового слова, то единственное внятное заявление во всем фильме сделала актриса Шалаева, ближе к финалу произнесшая слово из трех букв. Эффект, безусловно, есть, но что же в нем нового?

Инга БЕРГМАН

↑ Наверх