Победа народной дипломатии
С 5 по 15 июля в ЦВЗ «Манеж» проходит Первая Балтийская биеннале современного искусства
Организаторы Балтийской биеннале во главе с президентом этого мероприятия - самим Михаилом Пиотровским решили, что в искусстве стран, расположенных на берегах Балтики, непременно должно быть что-то общее. Суровая Балтика - это вам не расслабляюще теплое и ласковое Средиземное море. Живущим здесь приходится мерзнуть и мокнуть восемь месяцев в году. А подобное противостояние природе не может не накладывать отпечаток на личность, а значит, и на творчество.
Чтобы убедиться в этом, достаточно побывать в Манеже, где под одной крышей собралась добрая сотня художников из стран балтийского региона. Причем не только из Финляндии, Швеции, Дании, Норвегии, Германии (их-то как раз можно видеть в Петербурге постоянно), но и из Латвии, Литвы, Эстонии, которые в последние годы стали редкими гостями.
Пожалуй, такой доброжелательный интерес, проявленный к петербургской выставке прибалтами, и есть главное достижение проекта и его авторов - Татьяны Юрьевой и Ларисы Скобкиной.
Организовать биеннале удалось не благодаря, а вопреки политикам.
Татьяна Юрьева рассказала, что дипломаты, к которым она обратилась за помощью, категорически отказались, за-явив, что на подготовку и осуществление такого масштабного проекта понадобится минимум год. Но Татьяна Юрьева и Лариса Скобкина смогли воплотить идею в реальность всего за полгода. Без помощи дипломатов и политиков, используя личные связи, контакты и Интернет. Лариса Скобкина признается, что написала и отправила по электронной почте примерно 2500 писем. Обращаясь к художникам и галеристам разных стран Балтийского региона, она честно писала, что бюджет биеннале мал, художники ничего не заработают, более того, им придется оплачивать дорогу и проживание из собственного кармана. И вот - более 100 художников показывают нам плоды современного искусства, выросшие в холодном климате на берегах сурового Балтийского моря.
Ваванзале, над входом в знаменитое «корыто» (так называют первый этаж выставочного зала, обрамленный двумя боковыми галереями), гостей встречает портрет Сергея Эйзенштейна, со дня рождения которого исполняется сто лет. Впрочем, догадаться, что это именно Эйзенштейн, сразу не так-то просто. Но когда присмотришься... И впрямь - похоже. Это работа молодого скульптора Ивана Асиновского. Мне он рассказал, что очень любит делать портреты (а ведь портрет - исчезающий жанр именно потому, что его создание требует от художника какого-никакого, а мастерства). «В такой вот манере?» - поинтересовалась я, указав на Эйзенштейна, сделанного из очищенного от краски капота старого автомобиля. «Нет, в реалистической, - ответил молодой талант, заметив, что и знаменитого кинорежиссера он сначала хотел делать в соответствии с классическими канонами, то есть - «как живого». - Но потом увидел этот старый автомобиль и сразу понял - вот он, Эйзенштейн!»
Затея с Балтийской биеннале ему вовсе не кажется искусственной, а выставка - очень нравится. «Я был недавно в Кельне на Арт-Колон, знаменитой международной ярмарке изобразительного искусства. И там мне понравилось меньше. Может быть, потому, что я учился в Академии художеств, я не очень люблю, когда современное искусство слишком уж... современно. В смысле - радикально. Здесь такого нет».
То, что Петербург находится в стороне от радикальных экспериментов, характерных для современного искусства, заметно с первого взгляда. Достаточно сравнить произведения соседей по Балтийскому бассейну с работами петербург-ских художников. Среди них - Вячеслав Михайлов, Елена Фигурина, Феликс Волосенков, Владимир Духовлинов, Петр Конников, Валерий Лукка... Художники все маститые, признанные, «музейного уровня». Когда-то они представляли так называемое неофициальное искусство, подвергались гонениям властей. А сегодня превратились в классиков искусства второй половины XX века.
Директор датской галереи «Копенгаген» Ханс Альф, который привез произведения 15 художников (в основном живопись), со мной согласился: «Самая главная разница между петербургским искусством и датским заключается в том, что у вас художники слишком сильно опираются на традиции. Датские художники более свободны, они не так устремлены в прошлое. От традиций отказываются ради поиска нового. Мне кажется, что датское искусство в этом смысле больше находится в русле международного художественного процесса. Я много ходил здесь по галереям и сделал вывод, что такая тенденция появилась и в России. Все художники, работы которых мы привезли, в Дании известны и признаны, во всяком случае их работы представлены в музеях страны».
На втором этаже выставлены инсталляции и демонстрируются перформансы. В отличие от битком набитого живописью «корыта» здесь много свободного пространства, света и воздуха. В центре огромного зала выложена словно бы тропинка из черных коробочек. В них - как драгоценности на черном бархате - крошечные косточки.
Нет, не куриные, а чьи же? Появившаяся художница - загорелая красивая блондинка Мона Нэсс из Норвегии объясняет, что это косточки белок. «Вы что же, убиваете их?» - потрясенно спрашиваю я, но Мона успокаивает меня и других любителей животных: «Нет-нет, как вы могли подумать? У меня договоренности с Музеем естествознания, мне сообщают, когда какая-нибудь белка умирает, и я забираю ее кости». Идея, впрочем, не нова: бренность и хрупкость живого.
Рядом с останками белочек висит, покачиваясь, хрупкая девушка в черном. С потолка свисают алые ленты, к которым она и привязана. Это финская художница Паула Саммела. Висит себе, покачиваясь, мышцы расслаблены, глаза закрыты, в контакт не вступает. Поэтому не удалось выяснить, что же конкретно она хотела поведать миру. Возможно, она символизирует идею Татьяны Юрьевой, которая висела в воздухе, пока наконец, к всеобщему удовольствию, не воплотилась в манежной выставке. Первой, но, будем надеяться, не последней.
Зинаида АРСЕНЬЕВА, фото Натальи ЧАЙКИ
Прямая речь
Татьяна Юрьева, доктор искусствоведения, профессор, директор Центра искусств им. Дягилева:
- Идея устроить в Петербурге Балтийскую биеннале висела в воздухе. В этом и заключается основная российская проблема - у нас много прекрасных идей, но все они в большинстве своем висят в воздухе. Гораздо приятнее, когда идея реализовывается. После распада Советского Союза мы отдалились друг от друга. Сегодня изобразительное искусство стран Балтии не знает никто - ни зрители, ни специалисты. Это - первое представление после долгого перерыва.
Лариса Скобкина, искусствовед, куратор выставок «Петербург», фестивалей экспериментального искусства, биеннале «Диалоги»:
- Позволю себе напомнить, что Манеж проводит международные выставки с 1993 года. За это время у нас побывали художники сорока стран мира. Но сегодня у нас редкие гости - вчерашние наши братья из Прибалтики (кто-то с эстонским акцентом радостно крикнул: «И завтрашние братья!»). Мы так давно друг друга не видели! Надеюсь, что теперь они будут участвовать во всех наших международных проектах. Я написала более 2500 электронных писем. Около пятисот адресатов ответили. Потом работали с ними, с Интернетом, отбор, конечно, был. Принцип отбора - отказаться от искусства глобалистического в пользу национальных особенностей.
Важно: Правила перепоста материалов