Окно в мир, а не ящик для дураков
7 июля 1938 года в эфир вышла первая постановочная передача Ленинградского телевидения
В Ленинграде, городе трех революций, и телевидение было самым революционным: именно у нас в 1949 году с Дворцовой площади был показан первомайский телерепортаж - впервые в СССР, именно здесь при создании программ был испытан первый отечественный видеомагнитофон. В 1960-е годы Ленинградское телевидение среди первых дает телерепортажи из космоса, оно же первым додумалось запустить телеигры - передачи «Один за всех, и все - за одного», «Музыкальный ринг»...
Известный музыкальный комментатор, режиссер-постановщик Ирина ТАЙМАНОВА, которая более 30 лет создавала на телеканале циклы передач, постановки, фильмы, называет 70-е, 80-е, начало 90-х золотым веком Ленинградского телевидения.
- Мне выпало счастье прийти на Ленинградское телевидение в ту пору, когда на нем работали еще те, кто его открывал. Я помню их имена, знала их в лицо, видела их работы - это были крупные режиссеры, которые стремились действовать по формуле знаменитого журналиста Владимира Саппака: «Телевидение - окно в мир или ящик для дураков». Когда телевидение рождалось, оно открывалось как окно в мир: сюда приходили лучшие артисты, лучшие режиссеры... На Ленинградском телевидении делали свои спектакли Георгий Товстоногов, Игорь Владимиров, здесь было замечательное учебное телевидение, где занимались языками, эстетикой, философией... Я пришла туда работать практически в начале 70-х годов... Виктор Окунцов, Давид Карасик, Теодор Стеркин, Иван Россомахин, Дина Лукова,
Александр Белинский - те, кто открывал окно в мир интеллекту, чувству, знанию...
- А каким вам представляется телевидение сегодня?
- Мне кажется, что сегодня телевидение, которое эксплуатирует западные, чаще всего американские, программы (делает с них плохие копии), телевидение, которое допускает юмор ниже пояса, можно определить несколькими параметрами: посредственная информация, заемное кино (комиссионный магазин по покупке фильмов разного качества), спорт, игры типа «Как стать миллионером» и эротические программы, которые, по счастью, не присущи Пятому каналу... Я вспоминаю, как на том, Ленинградском телевидении работали выдающиеся режиссеры - Клара Фатова, Владимир Латышев, Владимир Геллер, мои коллеги - Людмила Елецкая, Анатолий Манухов, - это были имена подвижников, которые могли за четыре дня поставить спектакль. Где они сегодня - эти спектакли, эти фильмы, которые могли бы новому поколению принести радость? Мне посчастливилось ставить на этом телевидении такие острые политические памфлеты, как «Война с саламандрами» Чапека, создавать музыкальные спектакли для Галины Вишневской, Ирины Богачевой, Любови Казарновской, Валентины Толкуновой, придумывать новые жанры, такие, как клипы в классической музыке. А сегодня из программ, к сожалению, только шоу... Неужели за 70 лет своего существования телевидение должно было превратиться из окна в мир в ящик для дураков?
- Давайте вспомним положительные моменты, ведь сегодня все-таки у Пятого канала день рождения.
- Из положительного... Я очень уважаю программу Лурье «Культурный слой», мне нравились программы Светланы Крючковой «Экзамен для взрослых», «К доске», в которых тестировались взрослые люди на интеллект, есть замечательная программа «Настоящий герой»... Но этих программ все-таки мало, а хочется более разнообразного вещания для детей и юношества, больше интеллектуальных и постановочных передач. И хотелось бы, чтобы не считали «отстоем» тех людей, которые способны и сегодня дать Пятому каналу креативные идеи.
- Вы, наверное, имеете в виду Александра Белинского, Ирину Тайманову...
- Да, а также режиссеров Виктора Макарова и Олега Рябоконя, которому так и не нашлось места на Пятом, - а ведь он поставил «Физиков» по Дюрренматту, «Эзопа», это были потрясающие фильмы... А Галина Мшанская, которая делает на канале «Культура» только передачу «Царская ложа»?.. До этого у нее выходили замечательные передачи на Ленинградском телевидении!
- Но сейчас время другое, как говорил поэт, «какое время на дворе, таков Мессия»...
- Наше время ничуть не хуже другого, потому что по-прежнему рождаются талантливые люди... Музыкант Владимир Розанов, Полина Осетинская, Алексей Гориболь - вместе с ними, а также с прекрасными певцами, выпускниками Консерватории, и со своими учениками-режиссерами мы делаем новые программы, новые спектакли, но только это абсолютно не входит в интересы петербургского телевидения.
- И все-таки: чем выделяется петербургское телевидение?
- Когда я смотрю программы других каналов, без удовольствия переключая кнопки с одного иностранного фильма на другой, то, кроме программ о жестокости, насилии, эротических триллеров, я не вижу ничего - нет событий... Конечно, канал «Культура», который забрал наши телевизионные координаты, приносит плоды.
Но он не сможет сравниться по интенсивности творческой мысли со всем тем, что было на Ленинградском телевидении в 1960-е, 70-е, 80-е годы, в начале 90-х.
Это был не просто золотой век телевидения, это было телевидение, которое уважало свою аудиторию, которое предлагало на выбор блистательные спектакли, замечательные публицистические программы, яркие и непохожие информационные передачи... Можно было спорить о Невзорове, Сорокиной и Медведеве, но было очевидно, что они представляли собой на экране индивидуальность...
- Многие петербуржцы до сих пор вспоминают десятиминутные выпуски «600 секунд»...
- И это понятно. Естественно, личностью был и Кирилл Набутов - со своей замечательной программой «Адамово яблоко», в которой ирония и даже многие запретные темы соединялись в интеллектуальный коктейль, интересный любому кругу зрителей... Я чрезвычайно радовалась, когда наше телевидение вновь получило широкий диапазон вещания в России, - потому что те культурные корни, которые были на Ленинградском телевидении, порой еще питают и сегодняшнее поколение, но происходит это достаточно редко. И все-таки я верю (так назвал когда-то Михаил Ромм свой документальный фильм), что нынешнее поколение молодых докажет, что телевидение - это не ящик для дураков, а окно в мир. И при этом не нужно забывать, что возраст людей, включающих сегодня телевизор, в первую очередь относится не к самому молодому, и нужно уважать интересы тех, кому за 30, за 40 и более того...
- Ирина Евгеньевна, что бы вы хотели пожелать в день рождения Пятому каналу?
- Поздравляя мое любимое ленинградское - петербургское телевидение с 70-летием, я почему-то уверена: может, с этого дня рождения начнется и новая точка отсчета его культуры, его масштабности, его мастерства. Я буду рада, если окажусь ему полезной. Телевидение нередко определяется лицами, и от того, какие лица на экране - умные или глупые, красивые или безобразные, энергичные или вялые, известные или никому не нужные, - от этого зависит телевидение в целом. Я хочу пожелать моему любимому телевидению лица, которое можно будет узнавать и любить...
Беседовала Людмила КЛУШИНА
Справка «ВП»
Со дня своего основания до начала 90-х годов Ленинградское телевидение называлось Отделом телевизионного вещания ЛКРИ (Ленинградского комитета радиоинформации) и вещало на весь Союз. В 1992 году была создана Российская государственная телерадиокомпания «Санкт-Петербург» (позже ее переименовали в «Петербург - Пятый канал») - она уже осуществляла вещание только на европейскую часть России.
В августе 1997 года по знаменитому указу № 919 президента Бориса Ельцина ГТРК «Петербург - Пятый канал» была передана из федеральной в городскую собственность «для создания на этой имущественной базе новой организации телерадиовещания - ТРК «Петербург». По этому же указу ОАО ТРК «Петербург» ограничивалось вещанием на Петербург и Ленинградскую область. А федеральные сети ГТРК передавались вновь созданному телеканалу «Культура».
Четыре года назад - в 2004-м - было решено вернуть традиционное название канала - Пятый. А 25 января 2006 года Федеральная конкурсная комиссия по телерадиовещанию вернула-таки Пятому каналу федеральный статус, и он получил право на наземное эфирное телерадиовещание в регионах России. Через девять месяцев, 1 октября 2006 года, Пятый канал начал вещание на 45 регионов.
Сегодня Пятый канал вещает на 91 город в 72 регионах Российской Федерации.
Важно: Правила перепоста материалов