Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 30 июля 2024

Матери Беслана до последнего верили в чудо

К Григорию Грабовому вереницей тянулись несчастные люди, а он брал с них деньги и обещал чудесное исцеление/воскрешение. Но чуда не случилось, и Таганский суд признал псевдоцелителя виновным по 11 эпизодам мошенничества. За годы, которые Грабовой проведет в колонии общего режима, ему предстоит выплатить государству и своим обманутым жертвам больше миллиона рублей.

Когда «ДРУГГ» оказался вдруг...

Григорий Грабовой не всегда был «магом и волшебником»: когда-то он окончил заочное отделение факультета прикладной математики Ташкентского гос-университета по специальности «механика» - чем и занимался. Неожиданно в 1991 году он почувствовал себя ясновидящим и начал заниматься «экстрасенсорной диагностикой».

Поучился год в медучилище подмосковного Раменского, получил диплом фельдшера и объявил себя членом разных российских и международных академий наук и обладателем шести лицензий на разные открытия. В это же время Грабовой создал партию «Добровольные распространители учения Григория Грабового» (ДРУГГ) и стал дурачить людей.

И если бы не его амбиции, дело Григория Петровича до сих пор бы процветало. Но случилась трагедия в Беслане, и Грабовой заявил, что может воскресить детей, погибших в результате тер-акта. Он приехал в Беслан и стал читать родным погибших детей лекции, на которых пообещал воскресить умерших. Не просто так - за 30 - 40 тысяч рублей (за каждое воскрешение). Люди отдавали деньги, но ничей ребенок так и не воскрес. Кто-то пожаловался в прокуратуру, была проведена проверка, и в отношении Григория Грабового возбудили уголовное дело по ст. 159 «Мошенничество». Следователи обвинили его в совершении преступных действий «при осуществлении деятельности, связанной с предложением услуг, в том числе по воскрешению умерших и излечению от болезней». Правда, в обвинительном заключении так и не было ни одного эпизода, связанного с «воскрешением» бесланских детей, - родители до последнего верили в чудо и не давали показаний против мошенника.

Рандеву с усопшими: на небе или на земле?

Два года Грабовой провел в следственном изоляторе. За это время работникам прокуратуры удалось собрать доказательства того, что Грабовой - обычный мошенник: организовал пирамиду, захлестнувшую 57 регионов страны, где каждый освоивший его «учение» за определенную плату мог проповедовать его. Каждый ученик платил своему учителю 10 процентов от дохода. С учетом того что стоимость обучения на семинарских занятиях, где собиралось до 500 человек, составляла 2 тысячи рублей, а курс «индивидуальных занятий» по воскрешению людей обходился в 39 100 рублей, с доходами у Григория Грабового все было в порядке.

...Процесс оглашения приговора, назначенный на 7 июля, едва не был сорван из-за чьей-то глупой шутки: незадолго до начала заседания кто-то сообщил, что в зале заложено взрывное устройство. Людей эвакуировали, но вместо взрывчатки обнаружили допотопную колонку-усилитель с торчащими из нее проводами, сверху лежали две гвоздики.

На оглашение приговора явились более 100 последователей учения Грабового, в основном - пожилые женщины. Но спокойствия они не нарушали, даже когда судья Елена Иванова признала подсудимого виновным и по каждому из 11 эпизодов мошенничества приговорила Грабового к 7 годам лишения свободы и штрафу в 500 тысяч рублей. Путем сложения сроков он получил 11 лет лишения свободы в колонии общего режима, штраф в пользу государства в размере миллиона рублей и по 39 тысяч рублей каждому из семи потерпевших в счет материального ущерба.

Суд согласился с доводами следствия и признал Григория Грабового виновным. Но с этим искренне не согласен сам Григорий Петрович. Его адвокаты пояснили в суде, что их подзащитный вообще никогда не обещал людям «воскрешения умерших» или «исцеления». Все было наоборот: он обещал обучить специальной методике, которая позволит излечиться от недугов или встретиться с покойными родственниками в мире Божьем. Адвокаты заявили, что будут обжаловать решение Таганского суда и добиваться полного оправдания своего подзащитного.

Дело Грабового стало в каком-то смысле и политическим, поэтому есть все основания думать, что жалобы адвокатов ни к чему не приведут и приговор вступит в законную силу. Но только это вряд ли поможет нам избавиться от армии других грабовых. Потому что это мы даем им работу, когда верим в потусторонние силы, в приметы и знахарей; мы сами предпочитаем ходить к целителям, шарлатанам и магам. Прощай, Григорий Петрович, - и да здравствует Грабовой?

Инна ПОЛЯКОВА

Между тем

Российская судебная практика по делам псевдоцелителей невелика.

 В июле 2005 года в Уссурийске народный целитель Евгений Нивин предстал перед судом за то, что продал за 2 тысячи рублей обратившейся к нему женщине «вакцину от рака» на основе культуры трихинелл. Проще говоря, заразил ее глистами. Привлеченный к ответственности шарлатан свою вину признал, но пояснил, что сначала испытывал «вакцину» на себе.
 В марте 2007 года в Алтайском крае был вынесен приговор Петру Яковлеву, который торговал «эликсиром жизни», приготовленным из антисептического раствора. В нем содержалось вещество, способное вызывать функциональные изменения нервной системы, воздействовать на печень, почки и головной мозг. Яковлеву назначили наказание в виде штрафа в размере 200 тысяч рублей.
 В мае Ухтинский городской суд вынес приговор по уголовному делу в отношении Сергея Сандакова. Заявляя о своих способностях излечивать безнадежно больных, он обещал помочь женщине, страдавшей гепатитом С и циррозом печени. После двух сеансов «лечения», стоивших около 50 тысяч рублей, женщина скончалась. Суд приговорил целителя к двум годам лишения свободы условно.
 Тогда же во Владивостоке слушалось дело Маирбека Бегизова. 200 рублей стоили в аптеке «капли от катаракты», состоявшие из воды и меда, которые продавал Бегизов за 10,7 тысячи рублей. Ими он пытался излечить у людей также наркотическую и алкогольную зависимость, боли в спине, астму и язву желудка. Восстановление семейных отношений все теми же каплями обходилось желающим в 10 тысяч рублей. Суд назначил Бегизову наказание в виде трех лет условно.

 

↑ Наверх