Валентина Матвиенко:
Я хочу, чтобы все услышали власть города
Искусственно проведенная межа доводит до абсурда
Губернатор Петербурга Валентина Матвиенко не часто дает интервью - на них просто нет времени. Но для беседы с главным редактором «Эха» Алексеем Венедиктовым, специально приехавшим для этого в Петербург, хозяйка Смольного в своем плотном графике время нашла - слишком много накопилось вопросов, будоражащих умы петербуржцев, которые требуют немедленного ответа...
Один из них - возможное объединение Санкт-Петербурга и Ленинградской области. По мнению губернатора, в этом очень много плюсов. «Энергетика у нас общая, дороги тоже... Полтора миллиона жителей Санкт-Петербурга почти полгода живут на территории Ленинградской области во время дачного периода. Очень многие жители Ленинградской области работают на предприятиях Петербурга. Естественно, посещают наши музеи, лечебные учреждения, образовательные учреждения, - ввела в курс дела московского гостя Валентина Ивановна. - И вот эта искусственно проведенная межа доводит порой до абсурда, когда по эту сторону границы жители Ленинградской области и они имеют абсолютно разные условия для жизни... Поэтому мы подготовили такие предложения. Сейчас мы проводим еще несколько обсуждений, и я думаю, что осенью я выйду к правительству и президенту уже с конкретными предложениями». Попутно госпожа Матвиенко высказалась на тему выборности губернаторов. «Я прошла и выборы, и прямые выборы, и вновь назначена по новой системе, когда уже выбирал городской парламент. Я хочу сказать, что для меня лично ничего не изменилось. Я в такой же полной мере чувствую свою ответственность перед избирателями, я постоянно в контакте с жителями Петербурга и отчитываюсь ежегодно перед Законодательным собранием о проделанной работе. И веду «Диалог с городом» (передача на Пятом канале. - Прим. ред.), и делаю постоянные еженедельные объезды, где напрямую общаюсь с избирателями. Поэтому для меня по сути ничего не изменилось. Мне кажется, как-то искусственно педалируется эта тема - прямые выборы или выборы через парламент», - заявила Валентина Матвиенко.
А вот институт Совета Федерации, по мнению Валентины Ивановны, нужно менять. «Потому что это палата регионов, которая должна отстаивать интересы регионов, но, к сожалению, на практике мы этого не ощущаем», - дала свою оценку верхней палате парламента госпожа губернатор.
Невозможно «заморозить» территорию исторического центра
По самой животрепещущей теме - об изменении облика Санкт-Петербурга, о застройке в историческом центре города - Валентина Ивановна заметила, что Петербург - уникальный город, но эта уникальность, конечно, «порождает много проблем». Валентина Ивановна сообщила, сославшись на мнение руководителя ЮНЕСКО Франческо Бандарина, что «мы хорошо научились сохранять наследие мертвых, необитаемых городов, но к населенным историческим городам название «город-музей, город-памятник» неприменимо, там живут люди», буквально с цифрами в руках объяснила, в каком состоянии находится исторический центр. «Сегодня в исторической части города находится почти 17 млн. кв. м дореволюционной постройки. Из них 5 - 6 млн. подвергались какому-либо ремонту или реконструкции, остальные же ни разу не ремонтировались капитально и находятся в очень ветхом, плохом состоянии», - поведала губернатор.
Валентина Матвиенко вспомнила, что когда стала губернатором в 2003 году, то первое, что ей пришлось сделать, - это разработать концепцию сохранения культурного наследия, чтобы ограничить высотное строительство, также был разработан временный высотный регламент и принят Генеральный план развития Санкт-Петербурга с охранными зонами. «Но главное, - отметила хозяйка Смольного, - мы начали искать деньги для того, чтобы направить их на реставрацию, сохранение как уникальных памятников архитектуры, так и в целом исторического центра».
Ищем баланс между развитием и сохранением города
Валентина Матвиенко полностью осознает свою ответственность перед городом и горожанами, ведь она - руководитель крупнейшего мегаполиса, культурной столицы, но как удержать баланс между развитием Петербурга и его сохранением? Этим вопросом, несмотря на дискуссию, развернувшуюся в городе на Неве, она и занимается сегодня. «Мы расселили полностью квартал Шкапина - Розенштейна... Там, вы знаете, немцы снимали без декораций фильм о Великой Отечественной войне. И конечно, по всем заключениям его сохранить нельзя было. Да, он подлежал только расселению и сносу. Там не было ни экономической, ни какой иной логики по сохранению, - объяснила свою позицию градоначальница. - Так вот, сейчас мы и занимаемся тем, что ищем баланс между развитием и сохранением. О чем дискуссия идет в городе - она имеет право, естественно, на жизнь. Хотя, с одной стороны, есть люди, искренне болеющие за сохранение исторического центра, и таких людей достаточно много. А есть люди, которые политизируют эту тему, и там другая мотивация. Там нет предложений, там нет конструктивного диалога, там просто как геббельсовская пропаганда: «Город гибнет! Город надо спасать!» И вот такие заклинания - а за этими заклинаниями ничего нет».
Градостроительные ошибки признали публично
Госпожа Матвиенко заявила, что сейчас нельзя вводить мораторий на строительство в охранной зоне. По ее мнению, прежде всего нужно спросить людей, которые живут в жутких коммуналках, «хотят ли они попасть под этот мораторий, или все-таки у них есть надежда улучшить свои жилищные условия в XXI веке». «Вторжение в архитектурную среду старого Петербурга должно быть очень деликатным, - заметила Валентина Ивановна. Но это уже проблема архитектурного сообщества. Ведь не губернатор, не правительство утверждает проекты... Проекты утверждает Градостроительный совет. В состав Градостроительного совета входят ведущие архитекторы города. И действительно, за последние годы - с 90-х, я не беру советское время, там вообще были другие подходы, - допущено несколько градостроительных ошибок. Мы их признали. К счастью, их не так много. Мы их признали публично. Это на совести тех архитекторов, которые спроектировали эти дома, и на совести тех, кто принимал эти решения».
Что касается больной темы - проекта «Охта центр», где сосредоточены интересы и собственника, и города, но есть разное мнение общественности, Валентина Ивановна не боится взять на себя ответственность за решение о строительстве небоскреба. Градоначальница подчеркнула, что самолично никаких решений не принимает. «Принимая то или иное решение я опираюсь на мнение профессионалов, экспертов, соответствующих структур, которые готовят обоснования к тому или иному решению», - заявила губернатор и добавила, что прекрасно понимает, что окончательное слово будет за ней.
Никому поблажки не будет
Алексей Венедиктов напомнил губернатору, что новый министр культуры Александр Авдеев, критикуя московские власти, вспомнил историю с петербургской Биржей - здание нарушило высотный регламент. И хотя губернатор дала распоряжение разобраться, пока воз и ныне там.
«Проект Биржи - это проект 93-го года. Представляете: строилось здание 15 лет. Естественно, в течение 15 лет менялись люди, наслоения, пересогласования, уточнения. Такие проекты-долгострои, они имеют всегда проблемный характер, - рассказала губернатор. - Тем не менее даже против согласованного архитектурной мастерской Славина - это известный наш академик архитектуры, очень уважаемый в городе человек, ученый в этой сфере, - они превысили высоту здания почти на 4 метра. И моя позиция - определенная и жесткая. Они обязаны эти 4 метра разобрать. И мы будем настаивать на этом. И сегодня все решения приняты Градостроительным советом».
Валентина Ивановна не исключила судебных перспектив, пообещав, что обяжет этого недобросовестного застройщика снять два этажа, которые он построил без согласования. «Я хочу, чтобы все услышали власть города, что никому поблажки не будет и впредь это недопустимо», - жестко добавила градоначальница.
Подготовила Людмила КЛУШИНА
Важно: Правила перепоста материалов