На маленьком плоту...
Помните, как в фильме «Верные друзья» трое приятелей решили вспомнить свое босоногое детство и спуститься вниз по Волге на плоту? Отдаться на волю течения и волн. Могли бы, а один даже предполагал пройти тем же маршрутом с куда большим комфортом, на пароходе. А выбрали все-таки плот. Ничего себе, довольно комфортабельный, как только в кино бывает. Так и плыли с приключениями, песнями и даже «благотворительными» концертами. Веселое путешествие, о таких только мечтать приходится.
Но куда там киношным «плотогонам» до настоящих. В шестидесятых годах давно уже прошлого века забросили меня - по воздуху - в верховья Енисея. Саяно-Шушенской ГЭС не было еще и в помине, и Енисей - а он в верховьях не один, а несколько - гнал свои воды со страшной силой, торопясь на север, к Ледовитому океану.
Там, где река чуть усмиряла свой бег, растекаясь по Саянским нагорьям, стояли рабочие поселки лесорубов и плотогонов. Вот зрелище! Река шириной с Неву - и вся забита деревьями. От берега до берега. Сплошь лиственницы необычного для нашего глаза красноватого цвета. Тысячи стволов, заполняющих русло чуть ли не до самого дна. Метровым рыбинам не пройти.
И поверх этой бесформенной поначалу массы передвигаются длинными прыжками люди, формирующие очередной караван. Пока до нужного человека доберешься - не один раз ухнешь в холодную воду. Бревна разъезжаются и крутятся под ногами. А мужики - ничего. Привычны. Да и девушки в ватных штанах тоже бесстрашны. Вкалывают на благо родины, вооруженные баграми. Вот есть же женщины в русских селеньях! Или были?..
Потом деревья, стянутые и связанные в плоты невероятной длины, выталкивают из затонов - и вперед! Караван за караваном. Путь не близок, погода-непогода в расчет не берется, комфорта никакого, а управлять неповоротливыми плотами как-то надо. Иначе буря разметает все по бревнышку. И так - всю жизнь. Другого как будто и не дано.
Я в этом путешествии стер ладони чуть не до костей. Писать репортажи - дело, конечно, почетное, но не быть же обузой в качестве простого пассажира. Пришлось поднапрячься и вспомнить детство.
Летом мы выезжали из Питера в деревню. Тоже в поселок лесорубов. Но плотогонов среди них не было. Плоты гоняла ребятня на больших и малых лесных озерах.
Рыбу ловили. Лодки - зачем? Не ловится на одном озере - переходишь на другое. Не на себе же лодку тащить? А плотов насколачивали - и стоят они, прибившись к берегу. Выбирай любой. Голь на выдумки хитра: таскали на озера даже всякий хлам вроде старых дверей от погребов и самодельных бань. На этих плавсредствах и передвигались. Без всяких весел. Находишь в лесу подходящую высохшую сосну, делаешь из нее пятиметровый шест - им и управляешь. Где мелко - отталкиваешься, где глубоко - держишь посередине и гребешь: правой рукой, левой, правой, левой... Скорость - километр, наверное, в час. Зато через неделю-другую бицепсы так и играют. Принесешь домой метровую щуку - не зря напрягался.
Нынче у городских рыболовов лодки просто супер. Надувные и «упаковистые». А если с мотором, то мчаться на них можно как на глиссере. Но недавно забрел я на небольшое болотное озерцо - и как в прошлый век вернулся. Притулилось к берегу совершенно доисторическое средство передвижения, некое подобие плота. Что за чудак им пользуется? Но, наверное, ему так удобнее. А караси здесь водятся. Это точно. Вон, пузыри пускают...
Эдуард АЛЕКСАНДРОВ
Фото автора
Секция походов выходного дня Санкт-Петербургского турклуба приглашает
15 июля
«Китайские» сооружения в парках Царского Села»: ст. Детское Село - Александровский парк - отреставрированные Красносельские ворота - Баболовская дорога - ст. Детское Село (8 км). Руководитель - Н. Местоиванченко, сбор на Витебском вокзале у билетных касс на 1-м этаже в 7.45 (электропоезд в 8.08).
Пл. Осельки - оз. Кавголовское - зубробизонник - оз. Светлое - р. Охта - пл. Кузьмолово (19 км). Руководитель - Н. Савенков, сбор на ст. метро «Девяткино» на выходе из 2-го вагона в 9.00 (электропоезд в 9.19).
18 июля
«Ночные купания на Беленьком озере»: пл. 78-й километр - оз. Беленькое (Лампушка) - автобус до ст. Сосново (4 км). Руководитель - Б. Рухин, сбор на Финляндском вокзале в центре зала у лестницы в 20.00 (электропоезд в 20.38). Возвращение утром, часть группы может остаться на вторую ночь. Подробности о походе и дополнительном снаряжении - 16 и 17 июля после 20.00 по телефону 225-16-81.
19 июля
Пл. 152-й километр - побережье Ладожского озера - скалы - пл. 152-й километр (18 км). Руководитель - О. Шевчук, сбор на Финляндском вокзале в центре зала в 7.20 (электропоезд в 7.38).
Пл. 69-й километр - оз. Светлое - оз. Осиновское - пл. 69-й километр (17 км). Руководитель - Л. Пирогова, сбор на ст. Девяткино в начале состава в 8.20 (электропоезд в 8.37).
Пл. Лемболово - р. Кожица - озера Прохладное, Стайка, Оленье - р. Вьюн - Пятиречье - Ладожское озеро - Пятиречье - автобус № 643 (33 руб.) до ст. Сосново (31 км). Руководитель - Н. Савенков, сбор на Финляндском вокзале в центре зала в 7.20 (электропоезд в 7.38).
Пл. Яппиля - озера Плетнево, Зеркальное, Дружинное - пл. Яппиля (10 км). Руководитель - Э. Воробьева, сбор на Финляндском вокзале (электропоезд на Советский в 8.23, 2-й вагон).
Пл. Осельки - зубробизонник - ст. Токсово (14 км). Руководитель - А. Коренченко, сбор на ст. Девяткино в 8.20 (электропоезд в 8.37, 4-й вагон).
19 - 20 июля
Ст. Спасская Полисть - р. Волхов - бывш. усадьба Г. Державина «Званка» - р. Глубочка (переправа) - р. Полисть - пл. Волхов Мост (50 км, снаряжение индивидуальное). Руководитель - О. Хлямов, сбор на Московском вокзале у пригородного расписания в 7.40 (возможны сложности с посадкой).
20 июля
Пл. Турышкино - дер. Муя, Ерзуново - оз. Долгое - ст. Шапки (22 км). Руководитель - Е. Швадченко, сбор на Московском вокзале у пригородного расписания в 8.15.
Пл. Комарово - оз. Дружинное - ст. Зеленогорск (13 км). Руководитель - Л. Ряднова, сбор на Финляндском вокзале в центре зала в 9.20 (электропоезд в 9.44).
Велопоход: ст. Оредеж - Ям-Тесово - Клюкошницы - ст. Оредеж (80 км). Руководитель - О. Герасимова, сбор на Витебском вокзале (электропоезд в 6.40). Руководитель присоединится к группе в Вырице. Справки по телефону 921-31-65-408.
Важно: Правила перепоста материалов