Газета выходит с октября 1917 года Thursday 12 декабря 2019

«Театр требует интеллектуальной работы зрителя»

14 мая режиссеру Льву Додину исполняется 70 лет

Как раньше он предпочитал отмечать юбилеи театральным трудом, так и в этот раз встречает день рождения вместе со своим театром — на гастролях.

Малый драматический театр — Театр Европы как раз сейчас представляет в Париже две свои последние работы — «Коварство и любовь» Шиллера и «Три сестры» Чехова. Спектакли недавно с большим успехом прошли в Москве, а «Коварство и любовь» заслужил премию «Золотая маска» как лучший драматический спектакль.

«Вечерний Петербург» всегда внимательно следил за жизнью и творчеством Малой драмы и неоднократно имел удовольствие делать репортажи из-за кулис, публиковать рецензии на спектакли, а кроме того — беседовать с самим Львом Абрамовичем, почитая за честь быть среди его друзей и поклонников. И наверное, сейчас стоит вспомнить творческий путь самого режиссера и художественного руководителя МДТ.

Лев Додин родился в 1944 году в Сталинске (ныне город Новокузнецк), где его родители находились в эвакуации. В 1945 году семья вернулась в Ленинград. Лев Додин был с детства увлечен театром. Он занимался в Ленинградском театре юношеского творчества под руководством Матвея Дубровина, знаменитом ТЮТе. После школы, в 1961 году, поступил в Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии на курс выдающегося режиссера и педагога Бориса Зона, учился сначала в актерской группе, затем на режиссерском отделении в мастерской Зона. 

В 1966 году его дебютом после окончания института стал телеспектакль «Первая любовь» по повести Тургенева. После этого было множество спектаклей в драматических и оперных театрах Ленинграда, Москвы и за рубежом. Лев Додин работал в Ленинградском ТЮЗе, где поставил несколько замечательных спектаклей, некоторые — вместе с Зиновием Корогодским; в 1975 — 1979 годах он был режиссером в Театре драмы и комедии на Литейном; в 80-х ставил спектакли на Малой сцене БДТ и во МХАТе, в том числе «Господа Головлевы» с Иннокентием Смоктуновским и «Кроткую» с Олегом Борисовым.

В 1967 году Лев Додин начал преподавать актерское мастерство и режиссуру в ЛГИТМиКе. Воспитал не одно поколение актеров и режиссеров. Сотрудничество с Малым драматическим театром началось в 1975 году со спектакля «Разбойник» по пьесе Карела Чапека. С 1983 года Лев Абрамович является художественным руководителем театра, с 2002 года — директором. 

Под руководством Додина театр обрел новое лицо и новую жизнь. Сегодня Малый драматический — один из важнейших театров города, а его спектакли с успехом прошли по всему миру, всегда сохраняя особенный, уникальный додинский стиль и ощущение жизни. Это «Три сестры», «Чайка», «Дядя Ваня», «Пьеса без названия», «Вишневый сад» Чехова, «Коварство и любовь» Шиллера, «Жизнь и судьба» Гроссмана, «Бесы» Достоевского, «Враг народа» Ибсена, «Дом» и «Братья и сестры» по прозе Федора Абрамова.

В сентябре 1998 года театр Додина получил статус Театра Европы — третьим после театров «Одеон» в Париже и «Пикколо ди Милано». Лев Додин — член генеральной ассамблеи Союза театров Европы. В 2012 году был избран почетным президентом Союза театров Европы. Лев Абрамович — почетный академик Академии художеств России, офицер Ордена искусств и литературы Франции, лауреат Платоновской премии 2012 года, почетный доктор Санкт-Петербургского гуманитарного университета.

«Театр да и вообще классическое искусство, которое требует для своего восприятия не только эмоциональной, но и интеллектуальной работы человека, постепенно задвигается на второй план нашей политической жизнью, информационной деятельностью СМИ, всяким шоу бизнесом, — сказал в одном из интервью нашей газете Лев Абрамович. — Они отодвигают молодые поколения от нас и нас от них, их выводят из контекста крупных, общечеловеческих размышлений. Когда мы были с гастролями в Сургуте, я увидел, что зритель — вне происходящего на сцене, да и вообще понимания того, что такое театр. Мне казалось, что зал ждал фейерверка, лазерного шоу, кролика из шляпы в худшем случае. Но постепенно, к середине первого акта, зритель просыпается, включаются чувства, включаются мысли, он словно отходит от гипноза... Театр нужен и востребован, и когда кто-то говорит, что зритель «дурак и отупел», «все схавает» и так далее, — это клевета. Отчасти это провокация финансово заинтересованных сторон, продающих третьесортный продукт, отчасти это наш вынужденный подход — давать не то, что нужно, а что можем… С каких пор правильный русский язык и обсуждение классического искусства стали уделом «неудачников»? Если представлять нашу страну в виде организма, то данную тенденцию стоит воспринять как симптом, свидетельствующий о серьезном расстройстве».

И правда, расстройство налицо. Но благодаря таким театрам, как театр Льва Додина, тенденция, надеемся, будет переломлена.

В Санкт-Петербурге каких-то специальных торжеств по случаю юбилея Льва Абрамовича не запланировано. И тем более редакции «Вечернего Петербурга» хочется частным порядком поздравить замечательного режиссера с юбилеем, пожелать ему здоровья, множества новых замыслов и неисчерпаемых сил для осуществления этих идей. И еще мы очень надеемся, что на выделенном городом пару лет назад земельном участке скоро появится новое здание для уникального коллектива театра.

↑ Наверх