Газета выходит с октября 1917 года Sunday 19 января 2025

Петипа не показали

Жюри не смогло выбрать лучший проект

«Классический балет есть замок красоты», - написал Иосиф Бродский в стихотворении, посвященном Михаилу Барышникову. Главным архитектором этого все еще великолепного замка был французский хореограф Мариус Петипа.

Благодарные потомки в лице Фонда Фаруха Рузиматова сочли несправедливым отсутствие памятника Петипа в Петербурге, где он трудился много лет. Можно, конечно, возразить, что лучшим памятником Мариусу Петипа были и останутся поставленные им балеты, среди которых такие знаменитые, как «Спящая красавица», «Лебединое озеро», «Дон Кихот», «Баядерка», «Раймонда». Но нет - желание ставить памятники в последнее время обуяло многих, и бороться с этим трудно. В театры, в конце концов, ходят далеко не все горожане, а памятник, да еще установленный в центре города - на площади Островского, возле Театральной библиотеки, - будет виден всем.

Напомним, что конкурс на проект памятника великому балетмейстеру был объявлен 11 марта этого года, в день 190-летия со дня рождения Мариуса Петипа. И длился до 25 апреля. А 29 апреля, в Международный день танца, в Выставочном центре Союза художников открылась выставка конкурсных проектов. Каждый желающий мог ознакомиться с предлагаемыми работами до конца мая.

А вчера в городском комитете по культуре заседало жюри конкурса. Журналистов протомили в приемной лишние полчаса, поскольку обсуждение было бурным и порядком затянулось. В числе арбитров - директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, директор музея-памятника «Исаакиевский собор» Николай Буров, художественный руководитель балета Михайловского театра Фарух Рузиматов, главный художник Петербурга Георгий Шереметьев, председатель КГИОП Вера Дементьева, атташе по культуре посольства Франции Элена Перру...

Большинство подуставших членов жюри после заседания быстро покинули комитет, а с прессой встретились самые выносливые из них.

Председатель секции скульптуры Союза художников Петербурга Борис Сергеев объявил фамилии авторов четырех проектов, которые вышли в финал: Карпов, Коваленко, Третьяков и Ферстов.

Впрочем, имена мало что говорят, а вот сами проекты прессе не показали. Михаил Пиотровский объяснил, что главная сложность заключается в месте, выбранном для установки памятника. Площадь Островского - с ее совершенным, сложившимся ансамблем и великолепным зданием Александринки работы Карло Росси - требует очень уважительного к себе отношения. Поэтому, по его словам, много было разговоров о перемене места. Но они закончились ничем. Тогда решено было выбрать те проекты, которые, на взгляд членов жюри, наиболее органично вписались бы в архитектурный ансамбль. Из 24 выбрали всего четыре.

Альберт Чаркин, председатель Петербургского союза художников, ректор Института живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина, отметил, что конкурс удался, а скульпторы вполне способны передать движение человеческого тела (значит ли это, что Петипа будет изображен в момент, когда он делает танцевальные па? - Авт.)

Любопытное совпадение - во Франции в 2008 - 2009 годах отмечают столетие «Русских сезонов» Сергея Дягилева, которые прославили русский балет во всем мире. А в России - увековечивают память французского хорео-графа, бывшего одним из отцов этого балета.

Конечно, журналисты пытали членов жюри о том, как выглядят проекты и почему были выбраны именно эти четыре, что в них нового.

Борис Сергеев сказал, что нового в том смысле, какой подразумевают журналисты, в проектах нет.

- Никто не предлагает поставить памятник на голову. Все в рамках классических традиций, которые наиболее подходят к окружающей архитектурной среде, - сказал г-н Сергеев.

Кстати, классическое решение соответствовало бы и взглядам самого увековечиваемого. Петипа говорил: «Балет - серьезное искусство, в котором должны главенствовать пластика и красота, а не всевозможные прыжки, бессмысленные кружения и поднимания ног выше головы».

Вероятно, конкурсантов ожидает еще второй тур. Пока проект памятника не выбран.

Алексей ШМЕЛЕВ

↑ Наверх