Газета выходит с октября 1917 года Sunday 19 января 2025

Башню-гвоздь сохранить, новострой на кладбище не возводить

Совет по сохранению культурного наследия рассмотрел спорные проекты

Телемарафон «Четвертое столетие: судьба Петербурга», организованный силами Балтийской медиа-группы на телеканале «100ТВ», вызвал широкий общественный резонанс. Во время голосования в прямом эфире выяснилось, что большинство проголосовавших недовольны уровнем информирования населения о тех или иных решениях, принимаемых правительством города.  Интернет-версию телемарафона можно посмотреть на сайте www.tv100.ru.

«Вечерний Петербург», который неустанно следит за процессами преображения нашего города, открывает рубрику, название которой дал уникальный телемарафон. Мы постараемся максимально полно рассказать о планах города по реконструкции, ремонту и обновлению исторических объектов Северной столицы.

Конке в «Невской ратуше» не место?

Спорная ситуация возникла вокруг здания по адресу: Дегтярный пер. 3, лит. «А», которое входит в состав выделенного объекта культурного наследия «Комплекс зданий Городской конной железной дороги (городского трамвая)». Здание попало в зону инвестиционного проекта «Невская ратуша», связанного со строительством комплекса административных зданий для комитетов Смольного. Эксперт Елена Лущенко, работавшая на означенном объекте по заказу инвестора, дала нелестную оценку административному зданию. Предназначение его - чисто утилитарное, декора на фасаде и внутри практически нет - стандартная, ничем не примечательная неоклассика. Объект - рядовой и с точки зрения архитектурной составляющей неинтересен. Ни КГИОП, который не утвердил выводы экспертизы, ни члены совета не согласились с госпожой Лущенко, признав, что весь комплекс зданий конки (включая административное) являет собой образец классического архитектурного пейзажа, который Петербург может потерять. Дом надо сохранить во что бы то ни стало! И тут бы поставить точку, но председатель Союза архитекторов Санкт-Петербурга Владимир Попов напомнил, что победитель проекта «Невская ратуша» определен и в комплексе административных зданий сохранение старых не предполагается. Почему вновь выделенное историческое наследие попало под снос и как из этой коллизии выходить, пока совершенно непонятно. Кстати - это еще одна характерная примета наших дней...

Историческая справка

Трамвайный парк в Дегтярном переулке, возникший на месте Рождественского коночного парка, - один из старейших в России комплексов построек, относящихся к возникновению городского рельсового транспорта. Именно отсюда 3 сентября 1880 года тронулся первый в мире электрический трамвай, переоборудованный из обычного конного вагона. Административное здание Городской конной железной дороги было возведено в 1913 - 1914 годах инженером Ламагиным. В 2003 году трампарк в Дегтярном переулке официально закрыли, а в 2005 году демонтировали рельсы.

Архитектурный шедевр на фоне многоэтажки

Депрессивные территории необходимо осваивать, другой вопрос - как? Бывший завод «Красный гвоздильщик», занимающий целый квартал на Васильевском острове, как раз и относится к подобного рода объектам. Инвестор намерен построить здесь жилой квартал, сохранив административное здание и водонапорную башню канатного цеха - авторскую работу известного теоретика архитектуры Якова Чернихова. В канатном цехе откроют некое подобие «Пассажа» - дабы сохранить прозрачную крышу-купол. А в башне, которую еще придется реставрировать, возможно, начнет работу памятный мемориал Чернихова. И тут, несмотря на покладистость инвестора с точки зрения сохранения истории, возникло недоразумение. Жилые дома изначально планировалось строить высотой не менее 54 метров при разрешенных в этой зоне 42. Сейчас же архитекторы настаивают на снижении этажности до отметки ниже сорока метров. Во-первых, высотное строительство «задавит» башню Чернихова, которая просто растворится на общем фоне. Во-вторых, даже 42-метровые дома будут возвышаться над исторической застройкой острова - если смотреть с Литейного моста. Инвестор заспорил с Владимиром Поповым на предмет того, что считать исторической застройкой. В итоге решили вынести вопрос высотности квартала на Градостроительный совет, но предварительно посетить территорию завода, чтобы ознакомиться с ситуацией на месте.

Историческая справка

Сталепрокатный завод, расположенный вдоль 25-й линии Васильевского острова, ведет свою историю от чугунолитейного и бронзового заводов Шопена, основанных в 1857 году. В конце XIX - начале XX века на территории заводов были возведены здания в «кирпичном стиле». В 1921 году завод переименовали в «Красный гвоздильщик», а в 1930 - 1931 годах знаменитым архитектором Яковом Черниховым была возведена водонапорная башня канатного цеха, признанная шедевром промышленной архитектуры. Это - практически единственное творение великого мастера, сохранившееся до наших дней.

Николай АЛЕКСАНДРОВ, фото Натальи ЧАЙКИ

↑ Наверх