Газета выходит с октября 1917 года Sunday 19 января 2025

Кому очаг, кому — бизнес

Умирающим кинотеатрам дано три года на возрождение

«Кинотеатр в Петербурге: очаг культуры или выгодный бизнес?» - определенно риторический вопрос, ибо ответ годится любой, а значит - никакой. Но постановка такого вопроса была лишь поводом для беседы, состоявшейся недавно в агентстве Росбалт; как оказалось, проблемы кинопроката настолько горячи, что страсти вызывают нешуточные.

Выветривается дух киношный...

Известно, что государственная сеть кинотеатров в нашем городе фактически приказала долго жить уже давно: под крылом комитета по культуре - пять детских кинотеатров плюс киноцентр «Родина», который тоже как бы детский, но у него много других дел помимо детей, и «Аврора». Из недлинного списка благополучны только последние, пять остальных существуют на задворках - раз, выживают как могут - два. Чтобы понять, какова реальность, достаточно зайти в кинотеатр «Дружба» на Московском проспекте: интерьер убог, репертуар позапрошлогодний. Кроме того, государство, покровительством которого кинотеатры якобы пользуются, осуществляет лишь очень общее руководство, оставляя за подопечными право делать все, что хотят. Так что в свободное от кинопоказов время кинотеатры сдаются в аренду, здесь чем-то торгуют, проводят далекие от искусства мероприятия - одним словом, дух святой киношный выветривается, исчезает...

Умирание госсети продолжалось долго, и скоро произойдет завершение реорганизации: «Петербург-кино» превратится в государственное учреждение «Петербург-кино», которое присоединит к себе все дышащие на ладан кинотеатры, образовав из них единую сеть. Три года дается на то, чтобы полностью их отремонтировать и технически оснастить. Цифры такие - каждому кинотеатру (это в среднем) около 20 млн. рублей на оборудование, около 30 млн. рублей на оснащение. За цифрами стоят идеи, довольно благородные: сделать эту сеть успешным социальным проектом, который и пожилым давал бы новые возможности, и служил бы инструментом воспитания подрастающего поколения. Подобное благородство, конечно, возможно только при помощи государства - тут и самому комитету по культуре в лице Василия Панкратова, заместителя председателя комитета по культуре и искусству, присутствовавшему на встрече, все ясно: никто не ждет, что государственное предприятие будет выгодным бизнесом, тем более по сравнению с частными кинотеатрами. Так что государству попросту ничего, кроме очагов культуры, не остается.

Просвещение - дело хлопотное

Количество кинотеатров увеличивается, и скоро, возможно, нас ждет некоторый кризис, когда зрителей, и без того не слишком охотно посещающих кинотеатры, перестанет хватать. Специалисты ссылаются на зарубежный опыт (да теперь уже и наш): кинотеатру одному не выжить, поэтому те, кто заинтересован в кинобизнесе, предпочитают сразу строить большие торговые центры, начинив их в том числе и кинотеатрами. Сами себе сдают в аренду площадь за копейки и так существуют. Но это, увы, мало влияет на цены на билеты, ибо кинопоказ в принципе вещь довольно дорогостоящая: сюда входит и печать копии, и доставка, и много профессиональных подробностей, из которых складывается несимпатичная для потребителя сумма в 300 рублей за билет на вечерний сеанс.

Выход есть - переход на «цифру»; цифровой показ - это и дешевле, и позволяет сделать кинотеатр универсальным домом для любого действа, а не только для кинопоказа. Но это для нас пока новшество, к тому же дорогое.

Дороговизна делает не очень актуальным вопрос про очаги культуры, как вы понимаете - спрос начинает рождать предложение, а не наоборот. На заре кинобизнеса старались завлекать любыми средствами, да и сейчас ситуация не сильно изменилась: беседы о засилье блокбастеров идут, а сами блокбастеры идут в кинотеатрах.

Репертуар по-прежнему в основном ориентирован на тинейджеров - на людей, которые могут себе позволить пойти в кино утром, например, или днем. Этих людей скорее всего на ретроспективный показ Лукино Висконти калачом не заманишь, поэтому в мультиплексах, которые они предпочитают посещать, чтобы не только кино посмотреть, но и насладиться жизнью вообще, идет «Особо опасен», и смены контента не предвидится: передовики кинопрокатного дела уверены, что на окраинах, где растут и ширятся мультиплексы, не наберется и пяти человек в зал, где показывают хорошее кино. На данный момент ситуация такова, что это там никому не надо. А заниматься воспитанием и просвещением - и хлопотно, и дорого. Статистика, правда, говорит разное; в частности, и то, что аудитория слегка повзрослела, перевалив за тинейджерскую черту, а «Ирония судьбы. Продолжение», которую предали анафеме, будто бы отчасти вернула в кинозалы старшее поколение. Это вроде бы значит, что равняться можно не только на подростков, но пока все остается без изменений.

И этот кукурузный запах...

Воспитание и образование по силам госучреждениям, в которых цены, между прочим, ничем не отличаются от коммерческих. Это правда; а если и можно пойти за 50 рублей на детский сеанс, то чаще всего это то, что во всем городе давно уже посмотрели. Если дальше так пойдет и репертуарная политика будет отсутствовать как факт, то вся ваша социальная программа провалится - уверяют коллеги из коммерческих структур. Выдерживает критику одна лишь «Родина», где исправно проводят разного рода тематические показы и ретроспективы - это, собственно, и есть основная задача госучреждений, ибо коммерческий кинотеатр позволить себе элитарные выходки просто не может.

Но главная проблема - вы не поверите - попкорн. Ни один кинотеатр, кроме Дома кино, «Родины» и, говорят, «Джем-холла», без него не живет. В зале стоит запах - не каждый выдержит. Некоторые киноманы всерьез уверяют, что это отвращает их от кино. Сердятся на бизнесменов от кино за то, что те прикармливают неблагородного зрителя. Бизнесмены, в свою очередь, просят быть терпимей к клиентам - для них это вообще самый главный вопрос. Борьба за качество обслуживания напоминает соцсоревнование: в каком кинотеатре шире улыбка контролера, тот и молодец. Надо сказать, что есть и коммерческие кинотеатры, в которых контролеры ведут себя как швейцары советской эпохи, и в государственных (например, в «Авроре») они вполне любезны и доброжелательны. Проблема попкорна же гораздо шире, ибо разруха не в кинотеатрах, а в головах - какой смысл отменять попкорн, если правила поведения в кинотеатре сейчас таковы, что запах кукурузы кажется почти праздником.

Таким образом, поговорили - и разошлись. Пока все остается без изменений. Утешимся же тем, что в Доме кино по-прежнему можно посмотреть то, что нельзя посмотреть больше нигде (и без попкорна), что в «Авроре» более-менее регулярно устраивают премьеры с участием съемочных групп и что в «Колизее» или «Кристалл-Паласе» нам улыбаются и приглашают пройти в зрительный зал. При всем богатстве выбора альтернативы пока нет.

Инга БЕРГМАН, фото Натальи ЧАЙКИ

Комментарии

Людмила Григорьева, директор кинотеатра «Аврора»:

- Кинотеатр всегда был бизнесом - и в советское время, и сейчас. А дальше все зависит от отношения, целей и задач, которые ставят перед собой его владельцы. Кинотеатр «Аврора» - первый кинотеатр Петербурга - был построен именно с коммерческими целями. Но вопрос в том, каково наполнение этого бизнеса. А интерес к кино всегда был, есть и будет - и к хорошему кино тоже. В нашем кинотеатре шли и «Пираты Карибского моря» и «Париж, я люблю тебя». Так вот, первый посмотрели 12 тысяч человек, и мы заработали на нем 1,8 млн. рублей. А второй - 19 тысяч, и заработали мы 3,5 миллиона.

Надежда Быстрова, директор Санкт-Петербургского филиала ЗАО «СИНЕМА-ПАРК»:

- От самого кино прибыли почти нет - ее можно получить лишь от дополнительных услуг. И если будет открываться много кинотеатров, то конкуренция станет еще сильней - соответственно, и качество самих услуг будет повышаться, и цены это тоже позволит снизить хотя бы немного.

↑ Наверх