За счет государства
должны похоронить семью Романовых
Накануне трагической даты - 90-летия расстрела большевиками царской семьи, произошедшего в ночь на 17 июля 1918 года в Екатеринбурге, были объявлены результаты генетической экспертизы, которых с нетерпением ожидали члены семьи последнего российского императора. Экспертиза подтвердила, что найденные в июле прошлого года на Старой Коптяковской дороге под Екатеринбургом останки принадлежат княжне Марии и цесаревичу Алексею. Праправнук императора Hиколая I князь Димитрий Романов рассказал на пресс-конференции в Балтийском информационном агентстве, что пока с ним «никаких обсуждений и решений по поводу захоронения идентифицированных останков не ведется», но он считает, что этот вопрос должно решить государство совместно с Русской православной церковью.
А представитель Ассоциации членов семьи Романовых Иван Арцишевский прямо заявил, что для решения всех вопросов, связанных с погребением найденных останков, должна быть создана государственная комиссия, так, как это было в случае с перезахоронением праха императрицы Марии Федоровны. После чего дал эксклюзивное интервью «Вечернему Петербургу».
- Иван Сергеевич, вы - представитель Ассоциации членов семьи Романовых. Как Романовы реагируют на то, что происходит сейчас в России?
- Они далеки от политики, не вмешиваются в политические процессы и не высказывают никаких мнений ни «за» ни «против». Но они верят в Россию. Год назад президент Владимир Путин приглашал Димитрия Романовича Романова в Россию - они очень хорошо пообщались.
- А как родственники августейшей семьи восприняли объединение церквей?
- Положительно. Потому что разъединение церквей было трагедией, катастрофой. А объединение усиливает в мире православие. Я знаю, что Николай Романович (брат Димитрия. - Л. К.) встречался с патриархом и интересовался, когда церковь признает останки царской семьи. Патриарх очень позитивно высказался на этот счет, хотя и без конкретики. Он произнес: «Я думаю, Господь будет настолько милостив, что мы все до этого доживем».
- Но ведь церковь не может признать останки в случае, если есть хоть малейшее сомнение в их подлинности...
- Раз есть результаты научной генетической экспертизы - она подтверждает, что это действительно останки Алексея и Марии, - то, думаю, церковь пересмотрит свою позицию. Тогда отношение будет уже не как к останкам, а как к мощам - ведь царская семья канонизирована. А мы будем готовиться еще к одной церемонии захоронения.
- Говорят, княгиня Ольга Куликовская-Романова проводит собственную экспертизу - у нее есть образец крови Тихона Николаевича - племянника царя...
- Я очень уважаю Ольгу Николаевну: она очень многое делает для России - устраивает выставки, к примеру. Верить или не верить результатам экспертизы - это ее право. Но Ольга Николаевна не является генетиком, у нее не может быть никакой пробы, ведь у нее нет в распоряжении генетической лаборатории. А ведь это должны быть серьезные исследования, которые стоят очень дорого...
- Иван Сергеевич, можно сказать, что эмиграция сейчас смотрит с надеждой на нынешнюю Россию?
- Вы знаете, эмиграция уже не та. Есть разная эмиграция, а это уже пятая волна. Старая эмиграция первой волны (их было 26 миллионов) почти вся ушла, ее представителей осталось совсем немного. Но они всегда смотрели на Россию с надеждой и любовью и всегда внутри оставались русскими. Так же как Николай Романович, который возглавляет Ассоциацию членов семьи. Хотя он сам и живет в Швейцарии и его дети уже не говорят по-русски, он остался глубоко русским человеком и никому эту русскость не навязывает. На самом деле вся эмиграция первой волны, которая оказалась за рубежом в связи с катастрофой семнадцатого года, всегда думала о России. А что касается тех, кто уехал отсюда по политическим или экономическим соображениям, кто «голосовал ногами», убегая туда, - у них разное отношение к России. Ну что же, каждый имеет на это право! Я, например, родился за границей, там и вырос - мои родители привезли меня в Париж 17-летним мальчиком. Но мне с детства говорили: «Ваня - ты русский мальчик» - и я остался русским человеком и глубоко люблю свое Отечество, вне зависимости от того, что я могу думать о власти. Это моя Родина, и я хочу, чтобы здесь было хорошо и мне, и всем, кто живет рядом.
- А кто были ваши родители?
- Они были эмигранты. Мама родилась в Японии, папа - в Китае. А бабушку и дедушку еще в детстве вывезли из России - они всегда оставались русскими людьми и мне это передали. И, думаю, такой патриотизм нужно культивировать. А, кстати, роль нашей интеллигенции, журналистов в том, чтобы высказывать мнение, спорить о том, как сделать нашу страну лучше.
Беседовала Людмила КЛУШИНА
Важно: Правила перепоста материалов