Дачу растащили по бревнышку
Гражданская жена покойного лишила его дочерей наследства
Еще не так давно собственность большинства наших сограждан ограничивалась размерами платяных шкафов. Зажиточными считались те, у кого была скромная недвижимость - гараж, садовый участок или домик в деревне. Сейчас ситуация изменилась - в собственности находятся квартиры с гостиными и несколькими спальнями, коттеджи, яхты, самолеты. И вопросы наследства с каждым днем становятся все проблематичнее: с одной стороны, мы теряем близких людей, с другой - скандалы и обиды из-за «несправедливого» завещания превращаются в настоящие трагедии, рвутся родственные связи.
Юрий Дмитриевич Иванов (фамилия изменена. - авт.) не был «владельцем заводов, газет, пароходов», но имел приличную двухкомнатную квартиру в Сестрорецке, дачу в Курортном районе и автомобиль «Волга». После его смерти прошло почти три года, а родные ему люди до сих пор ходят по судам, пытаясь разделить наследство.
Легко ли вступить в садоводство?
Юрий Иванов был женат дважды, и от обоих браков у него было по дочери. Детей он любил, и все, что делал в этой жизни, - исключительно для них. Но девочки выросли, вышли замуж, а Юрий Дмитриевич привел в дом молодую женщину, Веру Александровну. Почти шесть лет все они жили дружной семьей. Но 12 сентября 2005 года Юрия Дмитриевича не стало. После христианских сорока дней его дочери пошли к нотариусу оформлять наследство, но оказалось, что они не первые, кого заинтересовало имущество Юрия Дмитриевича.
- Вера Александровна жила с нашим отцом много лет, и в последний год жизни, когда папа болел, она наравне с нами ухаживала за ним. Мы всегда одобряли выбор отца, и отношения в семье складывались хорошие, - рассказывает его дочь Марина. - Правда, папа не хотел официально оформлять брак с Верой Александровной. Он любил нас, дочерей, боготворил внуков и все собирался оставить им, говоря: все документы у меня в порядке, если со мной что случится - вступите в наследство, проблем у вас никаких не будет.
Но проблемы перед детьми Юрия Иванова все-таки встали, причем очень серьезные. Вера Александровна заявила, что дачный участок со всеми постройками (капитальный дом, летняя кухня, баня, беседки) принадлежит ей по документам.
- Уважая женщину, с которой наш отец провел последние годы жизни, мы предложили Вере Александровне третью часть всего наследуемого имущества и хотели на этом вопрос закрыть, - сказала нам Марина. - Но она не согласилась - потребовала дачу в Курортном районе, которая стоит гораздо больше, чем все остальное наследство.
Мы встретились с Виктором Ильюшенковым, который защищает интересы дочерей Иванова, и он изложил нам свою версию того, как Вера Александровна стала законной хозяйкой дачи.
- Председатель садоводства, в котором находится дача, рассказал, что 17 сентября, через пять дней после смерти Иванова, к нему подошла Вера Александровна вместе с заместителем председателя садоводства. Она сказала, что является единственной наследницей и попросила оформить документы о ее вступлении в члены садоводства, чтобы в дальнейшем облегчить нотариальное оформление наследства. Председатель - человек доверчивый и не знал, что у Юрия Дмитриевича есть две дочери, и был не против - раз такая ситуация...
По словам Виктора Ильюшенкова, Вера Александровна принесла председателю подготовленный ею протокол правления и протокол общего собрания.
- Председатель очень хорошо запомнил этот день, - рассказал нам Виктор Ильюшенков, - потому что Вера Александровна в написании его фамилии допустила ошибку и бегала домой перепечатывать протокол... В общем, женщина представила нотариусу подделанные документы, которые мы потом оспаривали в суде.
Виктор Федорович рассказывает нам, как в последние дни своей жизни Иванов написал заявление, в котором на период болезни просил передать участок в пользование своей гражданской жене.
- Данное заявление Вера Александровна истолковала как желание Иванова быть исключенным из садоводства и правления и написала от своего имени другое заявление - с просьбой принять ее в члены садоводства. А правление, рассмотрев его, приняло решение: «Иванова из членов садоводства исключить 11 сентября 2005 года (за день до смерти. - авт.), передать Волковой все движимое и недвижимое имущество Иванова». Нонсенс, не находите? Правление общественной организации садоводства неправомочно принимать такие решения. Но Вера Александровна решила, что она теперь - полновластная хозяйка и перестала пускать родственников Иванова на дачу - даже охрану для этого наняла.
Пиррова победа
Говорят, что Вера Александровна обратилась к юристам и попросила помочь ей вступить в наследство. Юристы, по словам Виктора Ильюшенкова, сказали: есть только один способ - признать, что вы, Вера Александровна, находились на иждивении у Юрия Дмитриевича Иванова. Но, во-первых, женщина она молодая - за сорок, а Юрию Дмитриевичу было семьдесят лет. А во-вторых, у Веры Александровны, говорят, была собственная фирма.
- Гражданская жена Иванова написала в суд исковое заявление о признании ее иждивенцем, но мы собрали доказательства того, что в месяц ее доход составлял как минимум 25 тысяч рублей, - сказал нам господин Ильюшенков. - А в последний год она взяла кредит на покупку машины в размере 200 тысяч рублей и к моменту рассмотрения дела в суде, примерно за полгода, смогла погасить 150 тысяч. Иждивенцы так не живут. Поняв, что она изобличена, Вера Александровна поменяла свои требования и стала настаивать на установлении брачных отношений с Ивановым.
Суд Вере Александровне отказал, установив тем самым, что она не является наследницей. И остался открытым вопрос с садоводством. Дочери подали исковое заявление, в котором просили суд признать право собственности на земельный участок и на дом. Суд вынес решение: включить в наследственную массу дачное строение. Но дом дочери так и не получили.
- 17 июня суд вынес решение в нашу пользу, - говорит Виктор Ильюшенков. - Мы приехали на участок и к своему большому удивлению увидели, что Вера Александровна наняла бригаду, которая ведет разбор дома - рабочие уже снесли весь второй этаж, вынесли все окна, обрушили баню.
Нам показывают фотографии того, что осталось от прежнего дома Юрия Иванова: повсюду валяются свежеспиленные бревна (некоторые распилены на мелкие чурочки), повсюду - кучи битого кирпича, разбитые стекла...
- Мы вызвали сотрудников милиции, но так как решение суда еще не вступило в законную силу, уголовное дело возбуждать не было оснований, - говорит Ильюшенков.
Юрист «общественной приемной БМГ», куда обратились дочери Юрия Дмитриевича Иванова, посоветовал им подать исковое заявление в суд и попытаться таким образом добиться возмещения вреда, который нанесла им Вера Александровна.
Инесса КУЗНЕЦОВА
Комментарий специалиста
Нотариус г. Сестрорецка Татьяна Квятковская:
- В соответствии с Гражданским кодексом РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону. В том случае, если гражданский муж составил перед смертью завещание, то доля гражданской жены в наследстве определяется в соответствии с завещанием.
В том случае, если нет завещания, наследство распределяется по закону. Гражданская супруга не входит по закону ни в одну из очередей наследников, поэтому в первую очередь на наследство претендуют дети, супруг, родители наследодателя, а во вторую и последующие очереди входят родственники наследодателя различной степени родства. Гражданская жена может претендовать на какую-то долю в наследстве по закону, если в суде она сможет доказать, что последний год находилась на иждивении у наследодателя.
Кроме того, пока стороны ведут судебный спор, нотариус не может совершать никаких нотариальных действий.
Важно: Правила перепоста материалов