Газета выходит с октября 1917 года Sunday 19 января 2025

Исаакий не провалится

Николай Буров: «Караул» кричать не собираюсь, доверяю мнению специалистов»

Как раз в канун 150-летнего юбилея одного из символов Петербурга - Исаакиевского собора - кресло директора музейного комплекса занял Николай Буров. Корреспонденту «ВП» новый директор знаменитого музея рассказал о реставрации четырех соборов, вверенных отныне его заботам. И уверил, что вопреки слухам, распространяемым в СМИ, Исаакиевский собор не провалится.

«Соборное кольцо» - непростое украшение

- Николай Витальевич, думали ли вы когда-нибудь, что примете на себя ответственность за такие памятники, которые являются главными символами Петербурга?

- Я специально об этом не задумывался, у меня не было детских мечтаний на эту тему, все случилось достаточно неожиданно. Если бы не ранний уход из жизни Николая Викторовича Нагорского, я сейчас занимался бы каким-нибудь другим делом, но жизнь иногда преподносит сюрпризы.

- Какое наследство осталось вам от Николая Нагорского? Что уже сделано и что планируется в Исаакиевском соборе?

- То, что Николай Викторович ушел, - это большая наша общая беда, не музея-памятника «Исаакиевский собор», а культуры Санкт-Петербурга в целом. Но он оставил очень хорошо отлаженное хозяйство. Он начал с Исаакиевского собора, потом присоединил к нему Спас-на-Крови, добавил Смольный и Сампсониевский соборы - и получилось то, что мы неофициально называем соборным кольцом Санкт-Петербурга. Замечательно то, что Нагорскому удалось создать деликатный мост между епархией и музеем, появилась возможность сотрудничества, которая закреплена договорами. В Исаакиевском и Сампсониевском соборах проводятся регулярные службы, периодически службы проходят в Спасе-на-Крови. Пока еще нет служб в Смольном соборе, но, может быть, мы попробуем собрать студентов и встретить там Татьянин день.

- Николай Витальевич, что конкретно сейчас проверяют в Исаакиевском соборе?

- К августу будущего года закончится большой объем реставрационных  работ по укреплению живописных росписей в алтарной части. Кроме того, нас беспокоит, как прочно укреплены фундаменты и насколько серьезно износились металлические несущие барабаны главного купола. Никакой катастрофы мы пока не видим, но хотим знать, что на самом деле происходит с собором. Детального обследования собора не было как минимум 50 лет, а так как недавно Исаакиевскому собору исполнилось 150 лет от момента окончания строительства, то нужно очень внимательно все обследовать. Если вы заметили, снаружи не хватает одной скульптурной группы: она демонтирована в связи с тревожным состоянием, и теперь мы просчитываем возможности ее восстановления, а также думаем,  как помочь еще трем большим скульптурным группам.

Караул кричать не собираюсь

- В СМИ периодически распространяются слухи, что Исаакиевский собор может провалиться. Неужели нам грозит такая беда?

- Я не собираюсь сейчас кричать «караул!». Сперва хотел бы узнать, что действительно происходит. Здание такого веса имеет исторические просадки, это нормально, есть проблемы с фундаментом, потому что частично он упирается в фундамент предыдущего храма, а частично был сделан абсолютно новый. Но я жду, что скажут специалисты, потому что доверяю только им, а вот таких кухонных «караулов» не люблю. Много сейчас ходит разговоров, что ведущиеся рядом работы - строительство метрополитеновского выхода и реконструкция дома Лобановых-Ростовских - могут плохо повлиять на близлежащие кварталы. Но вот когда мне профессионалы скажут, что это повлияет, тогда я и начну активно искать какие-то пути и выходы из такой ситуации.

- А ведь есть еще Сампсониевский собор. Как обстоят дела с ним?

- В 2009 году нам предстоит празднование трехсотлетия Полтавской победы. А Сампсониевский собор - памятник этому событию, и мы хотим, чтобы к празднованию храм подошел в возрожденном и отреставрированном виде. Сегодня там есть проблемы с грунтовыми водами, которые подмывают древние стены, надо заняться отведением этих вод, зачисткой. Уверен, что мы успеем к июлю следующего года сделать полностью внешний и внутренний облик храма максимально приближенным к его первоначальному виду. Рядом с Сампсониевским собором когда-то поставили памятник первостроителям Петербурга работы Михаила Шемякина. К сожалению, он был разорен. Когда-нибудь мы этот памятник воссоздадим, ведь важно, чтобы помнили,  кто строил Петербург и какие истории происходили в середине XVIII века с его строителями.

Чтобы город не стал чужим

- А как вы относитесь к вторжению в исторический центр?

- Я живу  в доме, строительство которого было закончено в 1879 году, он очень интересен, но там не было канализации, водопровода, электричества. И сегодня говорить о том, смог бы я жить в очень красивом историческом здании, но без всех удобств, было бы дико. Мне очень нравится, когда сохраняется исторический фасад, когда к нему бережно пристраивают все то новое, что можно пристроить, обходясь без разрушений. Но новые здания мне нравятся далеко не все. Например, я подхожу к знаменитой воронихинской ограде Казанского собора, и там стоит очень красивый современный дом, но мне он кажется космическим пришельцем. Я не могу себе представить, чтобы улица Зодчего Росси изменила свой облик, потому что она гениальна, я не хочу, чтобы меняли облик Александринский театр, Дворцовая площадь и другие прекрасные ансамбли. Сейчас уже каждый школьник может просчитать на компьютере, как будет выглядеть то или иное новое здание и не исказит ли оно вид города. С другой стороны, я вспоминаю, как моего отца коробило, когда возводилась телебашня, его возмущало, что она встала на фоне Петропавловского шпиля, а я, выросший уже с видом этой телебашни, и не задумывался никогда, насколько это «оскорбило» невский пейзаж.

- А как эти памятники связаны с вашей личной биографией?

- Я помню, что был совершенно счастлив, на шестом десятке лет увидев Спас-на-Крови без строительных лесов, потому что все предыдущие 50 лет моей жизни он был в лесах. Это был восторг! Когда-то я, зная, что там есть Иисус Студенческий, подходил к Спасу со стороны канала и просил помощи перед сдачей экзаменов.

Один раз это было на грани фола: я пришел к Иисусу и попросил, чтобы он помог мне сдать экзамен по научному атеизму...

Спас-на-Крови стоит на том месте, где был убит император Александр Второй, а мне доводилось обращаться к этому образу в моей актерской карьере: я сыграл Александра Второго в четырехсерийном фильме «Роман императора». Сампсония я знал хуже, потому что долгое время не было нужды ездить на Выборгскую сторону, но когда я впервые его увидел, то был поражен скромным обаянием этой удивительной церкви. Смольный - моя давняя любовь, я любил его рассматривать со всех сторон, он нравится мне в любое время дня и ночи, особенно сейчас, когда его деликатно подсветили и он как бы завис в воздухе. Что касается Исаакия, то, когда я был еще школьником и готовился к экзаменам, очень любил загорать на Невских воротах Петропавловской крепости. Оттуда видно Исаакий через Стрелку Васильевского острова, приютившуюся рядом маленькую башенку Адмиралтейства, и вот если это все убрать на компьютере, то это будет не Ленинград и не Петербург, а чужой город.

Беседовала Виктория АМИНОВА

Фото Людмилы КРАПУХИНОЙ

↑ Наверх