Газета выходит с октября 1917 года Sunday 28 июля 2024

борис эйфман:

Онегин станцует под рок-музыку

Сегодня известному петербургскому хореографу исполнилось 62 года

В тот вечер давали «Красную Жизель» - последний спектакль сезона, бенефис заслуженной артистки России Елены Кузьминой. Блистательный спектакль о судьбе русской Балерины, погубленной злыми вихрями революции, эмиграции и прочими бедами начала прошлого, да не прошедшего времени. Желающие могли угадать трагическую судьбу великой Ольги Спесивцевой. Но, как водится, в авторских балетах Эйфмана присутствуют обобщение, раздумья о человеческой жизни вообще. Вот и революция здесь не просто революция - мировое зло...

Маэстро, конечно же, был на спектакле. Перед началом Борис Эйфман согласился ответить на вопросы «Вечернего Петербурга».

- Чем собираетесь удивить поклонников?

- В следующем сезоне мы намерены показать балет «Онегин». Это новая версия пушкинского текста, но действие будет перенесено в наши дни. Эта наша оригинальная версия «Онегина» не претендует на какое-то, так сказать, переосмысление романа. Но это попытка увидеть роман глазами современника, сохранив при этом поэтику и философию произведения Пушкина.

- Работа уже идет?

- Да, работа уже идет вовсю. Я думаю, в середине года покажем премьеру.

- На музыку Чайковского конечно же?

- Не только. Будут и современные композиторы.

- Шнитке? Губайдуллина? Пярт?

- Нет.

- Заинтриговали... Кто же?
- (Помедлив.) Это рок-музыка. Это музыка сегодняшнего дня. Сочетание вечного и сиюминутного - Чайковского и рок-музыки - даст нужный эффект.

- Ваши балеты технически очень сложны, с элементами акробатики. Вероятно, это диктуется экспрессией жеста, напряжением чувства, напоминающим сжатую пружину, что в конце концов распрямляется. Это такая установка, да?

-  Это характерно для меня. Я ничего не делаю специально. Но так уж сложно я себя выражаю. Мне кажется, это наиболее отвечает экстремальным ситуациям, в которые попадают люди в моих балетах. Мне так видится. У каждого собственный способ самовыражения... У музыканта всего семь нот, но каждый выражает себя по-своему. У меня так сложилось, мне это присуще.

- А есть ли у вас ученики?

- К сожалению, нет. И в первую очередь потому, что сегодня меркантильная и неблагодарная молодежь. Ученик - это человек, который может с благодарностью взять, трансформировать и развить. Но сегодня молодежь возьмет, пережует и выплюнет... А для меня Танец - больше, чем любовь. Танец - это моя Жизнь.

Беседовала Ольга ЩЕРБИНИНА

досье


Заслуженный деятель искусств РСФСР, народный артист России Борис Яковлевич Эйфман родился 22 июля 1946 года в городе Рубцовске Алтайского края. Школьные годы его прошли в Кишиневе, где он окончил музучилище, позже - балетмейстерское отделение Ленинградской консерватории. Первые балетные постановки относятся к 70-м годам, балет «Жар-птица» на музыку Стравинского - первый большой успех хореографа Бориса Эйфмана. В 90-е годы окончательно формируется авторский Театр Эйфмана, снискавший успех в России и за рубежом. Борис Эйфман - лауреат Государственной премии, премий «Золотой софит», «Золотая маска» и других. Театр много гастролирует по всему миру. В настоящее время в репертуаре театра знаменитые спектакли - «Братья Карамазовы», «Анна Каренина», «Чайка», «Красная Жизель», «Дон Кихот, или Фантазия безумца» и другие.

 

 

↑ Наверх