Газета выходит с октября 1917 года Sunday 28 июля 2024

Порядок букв значения не имеет

До 27 июля в Манеже — Фестиваль экспериментального искусства и перформанса

О прозе жизни

Этим летом фестиваль проходит в седьмой раз. Бессменный его куратор — Лариса Скобкина. Последние пятнадцать лет она тащит на своих хрупких плечах нелегкий груз: ведет от начала до конца три важнейших проекта Манежа. Это — выставка «Петербург», Международная биеннале современного искусства «Диалоги» и упомянутый фестиваль. Причем все делается на голом энтузиазме, почти без финансовой поддержки как госбюджета, так и спонсоров. Конечно, отсутствие финансирования сказывается на уровне выставок. Нет звезд международной арт-сцены, подводит техника (например, в первые дни фестиваля возникли проблемы с показом видеопроектов). А в этот раз ко всем прочим проблемам прибавились таможенные. На Балтийскую биеннале, помнится, из-за каких-то формальностей через границу не пропустили работы польских художников. Фестиваль экспериментального искусства получил еще более серьезный урон — отсутствует итальянский кураторский проект, который должен был стать важной составляющей экспозиции (правда, есть надежда, что проблема решится в ближайшие дни). В результате Манеж встретил зрителей полупустым.




Художники и посетители сольются в ритме танго

Впрочем, для перформансов — чем больше свободного пространства, тем лучше.
Перформанс, как известно, сродни театральному представлению. Вот он возник почти стихийно, прошумел, а потом исчез бесследно, будто его и не было. Поэтому сейчас принято обязательно фиксировать перформансы на видео.

Но есть такие, что и захочешь забыть — не забудешь. Манежной легендой уже стал перформанс английского художника, который решил изобразить одного из Диоскуров, только непонятно, Кастора или Поллукса (Диоскуры — скульптурная группа из двух обнаженных юношей с конями работы Паоло Трискорни, стоящая у портика Манежа. — Прим. авт.). Совершенно голый, он прошел через весь зал, ведя под уздцы белого коня, а потом даже вышел на улицу, чем потряс до глубины души и пешеходов, и водителей.

Запомнился и художник из небезызвестной группы «Протез», который лежал у входа в зал, вынуждая посетителей перешагивать через него.

На этом фестивале пока все более спокойно, перформансы либо танцевальные, либо с явным уклоном в медитацию и философию.

Среди участников — уже знакомая нам финская художница Паула Саммела, которая провисела под потолком всю Балтийскую биеннале, поразив самого директора Эрмитажа. Когда Михаил Пиотровский пришел на открытие и увидел висящую на красных лентах Паулу, то долго не мог поверить, что это живой человек, а не кукла. Оказывается, темой ее послания было доверие. Художница ведь была связана и совершенно беззащитна. Каждый мог сделать с ней все, что угодно.

На фестивале доверять художнице придется зрителям. Она терпеливо ждет добровольцев в темной комнате, где будет проводить с ними различные психологические опыты, фиксируя их реакции с помощью специальных приборов.

Японский перформансист Кацу Янаги приехал в Петербург впервые по приглашению Марины Колдобской, директора Центра современного искусства.

С таможней проблем у него не было, потому что ему ничего не нужно было везти через границу, кроме самого себя.

Японец пообещал совместить живопись, музыку, танец и при этом сконцентрировать энергию космоса с помощью зрителей: «Я буду собирать энергию людей, которые вокруг». Если встреча с энергетическими вампирами не входит в ваши планы, предпочтите танцевальный перформанс англичанки Моники Кох, которая стала уже своей в Петербурге. На этот раз Моника приехала со своим ансамблем танца.

Слова, слова, слова

Легко заметить, что многие художники, чьи инсталляции и объекты выставлены сейчас в Манеже, выражают свои идеи словами. Жалко, что слово подменяет собой все прочие средства выразительности. Все-таки визуальные искусства имеют другие законы. А уж когда слова банальные или тупые, вообще непонятно, какое это отношение имеет к искусству.

Проект «Библиотека Просперо» (куратор — Михаил Погорский, известный по ежегодной выставке «Книга художника»), посвященный 444-летию Уильяма Шекспира, хорош. И визуально, и по смыслу. Тут и размышления о книге как таковой, о ее великом прошлом и о неясном будущем. И попытка создать образ мира как Библиотеки, который появился еще у Борхеса, а потом у Питера Гринуэя. В наполнении «Библиотеки» приняли участие художники, музыканты, поэты и актеры из 30 городов России, Италии, Англии, США, Франции, Германии, Голландии, Норвегии.

Книга с черными страницами, белые листы с рельефными узорами и карандашными текстами, книжки-раскладки, как детские, на железных листах, свернутых, как свиток... Более всего впечатляет «Книга на фарш» — мясорубка известного петербургского художника Михаила Карасика. Впечатления от окружающей действительности, которые перемалываются в голове писателя, или превращение духовной пищи в жвачку?
Ирина Дудина, известная петербургская поэтесса и журналистка, показывает лоскутные коврики, в которых изображение сочетается со словами. Все вместе обличает олигархов, присвоивших себе российские недра.
Алексей Варсопко тоже использовал в своем проекте слова. Но не просто так.

А осмысленно. На стене в аванзале — крупными буквами написано слово «Искусство». Поначалу я даже не заметила, что порядок букв перепутан и написано так: «иксувтсо». В тексте пояснения, где буквы так же перепутаны, объясняется, что, согласно результатам исследований одного английского университета, не имеет значения, в каком порядке расположены буквы в слове, главное, чтобы первая и последняя буквы были написаны правильно. Читая, мы воспринимаем не отдельные буквы, а все слово целиком. Так же и в современном искусстве — мелочи не имеют особого значения, важно целое, образ.

Зинаида АРСЕНЬЕВА

Фото Натальи ЧАЙКИ

↑ Наверх